Делай то, что любишь

Наконец-то пятница. Мы считаем минуты до окончания рабочего дня и предвкушаем расслабленность самого прекрасного вечера недели – вечера пятницы. Еще бы. Ведь впереди целых два выходных дня и о работе можно не думать. В субботу настроение еще ничего, нормальное. В воскресенье утром начинает появляться легкая тоска от понимания того, что времени для прекрасного «ничегонеделанья» осталось не слишком много.

К вечеру воскресенья настроение начинает несколько ухудшаться. А в понедельник утром, как обычно это бывает по понедельникам, опять что-то начинает ныть внутри по пути на нашу нелюбимую работу.

Для многих такая жизнь уже давно стала вполне привычной и нормальной. А как по-другому? Ведь так уж жизнь устроена, избежать этого невозможно и этим законам подчиняются все вокруг.

А ведь помните, когда-то нам очень хотелось быть взрослыми, самостоятельными и… делать любимую работу. Посмотрите на фотографии малыша в семейном альбоме: он смеется, у него много надежд, желаний, фантазий и он точно хочет кем-то быть, делать что-то интересное, важное и нужное.

Когда все это началось? Когда был запущен этот маховик разочарования? В какой точке жизни мы что-то упустили или сделали неправильно?

Возможно, ответить на этот вопрос будет легче, если мы нарисуем типичную жизнь большинства людей. Она будет выглядеть примерно следующим образом.

С криком на свет появляется малыш. Он растет, начинает ползать, учится сидеть и ходить, вызывая умиление у окружающих; идет в школу, постигает премудрости чтения и письма, правила поведения в обществе. Заканчиваются начальные классы. Быстро пролетает средняя школа. Юность, взросление, первая любовь. А вот уже и старшие классы… И тут начинается: «Кем ты будешь?». «В какой университет ты собираешься поступать?» «Тебе надо закончить именно этот университет и получить диплом, тогда ты сможешь устроиться на хорошую работу». «Если ты закончишь этот факультет, то сможешь быть успешным, хорошо зарабатывать и станешь уважаемым человеком».

Увещевания и советы взрослых, практически не дают выбора молодому человеку и он, как и абсолютное большинство, становится на давно «проторенный» путь. Именно в этот момент, момент выбора под влиянием других людей или внешних факторов, путь молодого человека начинает искажаться и отклоняться от его собственного пути.

Кто-то идет на юридический факультет или в медицинский, по настоятельному совету родителей. Многие становятся экономистами, потому что наедятся, что этой профессией можно всегда заработать больше денег. Часть заканчивает факультеты, обучающие на рекламистов, PR-щиков и маркетологов, потому что это модно и современно.

В результате все получают образование и рано или поздно находят себе работу, начиная постепенно взращивать посеянные ими самими семена. Семена конформности.

Студент, ставший врачем или юристом, вскоре начинает с презрением относиться к своей профессии, клиентам, пациентам, потому что это был не его собственный осознанный выбор. В то же время, он чувствует, что попал в ловушку, поскольку на образование было потрачено слишком много времени и денег и ничего не остается, как терпеть и идти дальше.

Студент, получивший диплом экономиста ради того, чтобы больше зарабатывать, вскоре понимает, что деньги – это еще не все. Сами по себе деньги не приносят радость. Они порабощают, отнимают время от увлечений, отдыха, семьи.

Студент, выбравший модную профессию маркетолога или PR менеджера, делит участь первых двух категорий. Потому что выбор был сделан не «изнутри», не в результате собственных раздумий, предпочтений и зова души, а под воздействием внешних факторов и под влиянием идеи о возможном обогащении.

Авторитетные советчики, начиная с родителей и заканчивая учителями, конечно же, имели самые добрые намерения и хотели только помочь, направляя будущего студента на путь истинный. Потому что это работало для их поколения. Но, увы, перестало работать  в наши дни. И подтверждение тому – 80% людей, закончивших ВУЗы и потом разочаровавшихся и чувствующих себя обманутыми в те годы, когда они были совсем молодыми.

Современная система образования безнадежно устарела. Она дает знания, которые станут ненужными уже через несколько лет или вообще никогда не найдут себе применения. В идеале система высшего образования должна готовить человека к профессии, помогая ему находить максимальное соответствие между его индивидуальностью и будущей карьерой. В ВУЗах должны заботится о том, чтобы выявлять потенциальных предпринимателей и помогать им организовывать собственное дело. То же самое относится к другим профессиям: врачам, учителям, актерам, маркетологам, аналитикам, дизайнерам. Но это в идеале.

В реальном мире всей этой работой занимаются некоторые корпорации, потому что именно в корпорациях, ориентированных на результат, все больше начинают понимать, что 80% сотрудников абсолютно ненавидят свою работу и что эта ненависть приводит к потере времени, денег и продуктивности. Все больше компаний осознают, что только счастливые люди продуктивны, и, что счастливые люди – это те, кто любят то, чем они занимаются и к этому у них есть природная предрасположенность.

До какой-то степени мы, конечно, можем винить наших добрых советчиков, устаревшую систему образования и экономику, которые все вместе поспособствовали том, чтобы вы возненавидели свою работу. Но только до какой-то степени. В действительности нам придется проглотить горькую таблетку, признав, что только мы сами ответственны за то, что мы ненавидим свою работу, потому что у нас в действительности существует СВОБОДНЫЙ ВЫБОР и возможность найти именно ту работу, которую мы будем любить.

Есть только одно обстоятельство. СВОБОДНЫЙ ВЫБОР – это прерогатива взрослого человека. Потому, что только взрослый человек может сказать «Я хочу это, я выбираю это» и взять на себя полную ответственность за свой выбор. В нашем обществе, к сожалению, люди взрослеют к годам 20-25, в лучшем случае. И получается, что в тот момент, когда мы принимаем решение о том, чему посвятим половину нашей самой продуктивной части жизни, мы еще не ведаем, что творим. В 17 лет мы еще дети, зависимые от мнений и выборов, значимых для нас людей и еще не умеем думать о себе, о том, что нравится, что не нравится, и не осознаем, насколько важно уметь отстаивать свой выбор. Почему-то этим навыкам нас никто не учит и с годами приобрести эту привычку становится все сложнее и сложнее.

Нас учат конформности. Индивидуалистическое мышление не слишком приветствуется. Для общества это опасно. И это не заговор общества против отдельного человека. Это просто естественная механика любого общества. Посмотрите на любое общество, и вы увидите, что это правда.

Никто не скажет вам, какая работа вам по душе, никто не сможет сделать эту работу за вас, потому никто другой не знает вас лучше, чем вы сами. Вам понадобится некоторое время для того, чтобы провести некоторый самоанализ и заглянуть вглубь себя. А потом посмотреть во внешний мир и найти соответствие между тем, что вы нашли внутри себя  и что предлагает нам реальный современный мир. Смотрите внутрь, а затем, наружу. Если вы все сделаете наоборот, то скорее всего не получите желаемого результата.

Ключевой является мысль о том, что так много людей ненавидят свою работу потому, что, что они не следуют принципу «сначала загляни вовнутрь, а потом наружу». Они сразу смотрят наружу и автоматически принимают философию жизни, которая существует снаружи, даже не примеряя ее к своему внутреннему «Я».

Представьте, что вы находитесь в обувном магазине и покупаете пару удобных, красивых туристических ботинок, которые хорошо обхватывают голень.

В действительности вы собираетесь в этих ботинках играть в теннис. Разве это возможно? Тем более, что размер ботинок которые вы покупаете на 4 размера больше.
Разве не имеет смысла принимать решение о покупке обуви, предварительно решив, каким видом спорта вы будете в этой обуви заниматься, какой размер действительно вам подходит, какой цвет будет в большей степени соответствовать вашей индивидуальности?

Это звучит иронично, но мы всегда действуем в рамках философии «сначала загляни вовнутрь, а потом наружу»,  когда мы покупаем наши автомобили, обувь, одежду, но, когда речь идет о том, что мы будем делать половину нашей взрослой жизни, мы никогда не применяем эту философию.

Некоторые люди до сих пор не понимают важности философии «сначала загляни вовнутрь, а потом наружу», не считают важным посмотреть вглубь себя.

Одни начинают где-то работать, перескакивая из одной компании в другую, пробуя себя, то в продажах, то в маркетинге, то в качестве административного ассистента или в службе по работе с клиентами. Они думают, что рано или поздно их метод поиска себя сработает и что вот-вот они найдут «то самое», свое призвание. И хотя иногда это срабатывает, проходит слишком много времени, потому, что поиск осуществляется вслепую.

Другие держатся за свои рабочие места, которые они ненавидят, как за спасательные жилеты, боятся идти на риск оставить работу, обеспечивающую им стабильность и безопасность и, тем самым, еще больше усугубляют свои страдания. Время от времени они утешают себя покупками и путешествиями, но это не делает их счастливыми. И так проходит жизнь.

А ведь все может быть совсем иначе. Можно работать и не смотреть на стрелки часов в ожидании окончания ненавистного рабочего дня. Можно не делить жизнь на выходные и будни, получая удовлетворение от каждого дня, когда удалось сделать что-то, что приносит лично вам удовольствие. Можно жить так, чтобы в сутках не хватало часов для осуществления задуманного. И тогда каждое мгновение нашей единственной жизни будет наполнено смыслом и пониманием того, что мы проживаем ее так, как хотим этого мы сами.

В книге «Человек в поисках смысла» замечательный австрийский психолог Виктор Франкл, переживший ужасы нацистских лагерей и сумевший понять алгоритм выживания людей в нечеловеческих условиях, писал: «У каждого человека есть призвание  или миссия в жизни. Каждый должен осуществить то, для чего предназначен. В этом отношении его никем нельзя заменить, а его жизнь невозможно повторить. Таким образом, задача каждого человека уникальна, как уникальны и его возможности решить ее».