Дело: Чего не стоит писать в своем блоге

Персональный блог может как повысить известность топ-менеждера, а значит и его стоимость на рынке труда, так и резко ее понизить. «ДЕЛО» выяснило что стоит, а чего не стоит писать управленцу в своем блоге.

Несколько недель назад трех сотрудников шведского автоконцерна Volvo уволили за запись в социальной сети Facebook. Один из работников компании на своей страничке в сети написал — «Еще один рабочий день в этом дурдоме». Коллегу поддержали еще двое сотрудников автоконцерна, прокомментировав его сообщение в резкой для работодателя форме. В итоге все трое остались без работы.

Описанные случай не первый и далеко не последний пример, когда из-за записей в блогах и социальных сетях сотрудники имеют проблемы со своими работодателями либо вообще остаются без работы. При чем, это правило касается как рядовых клерков, так и топ-менеджеров. «Дело» выяснило, кукую информацию можно, а кукую ни коем образом нельзя оставлять на личных страничках управленцев.

Зачем топ-менеджеру блог?

Сергея Петренко, генеральный директор компании «Яндекс.Украина» уверен, что вопрос «стоит ли вести блог/присутствовать в социальных сетях» уже не стоит ни перед одним менеджером, поскольку они уже там зарегистрированы, причем иногда даже не подозревая об этом (например, когда от имени президента компании в блогах общается его пресс-служба). «Вообще, коль скоро в блогосфере присутствуют все слои населения, от школьников до президентов, то что уж говорить отдельно о менеджерах», — подшучивает Сергей Петренко.

Блог может быть полезен топ-менеджеру во многих аспектах. К примеру, с помощью блога менеджер может получить от пользователей обратную связь по поводу товаров/услуг своей компании,  лучше понять потребности потребителей, их вкусы или проблемы. Как правило, присутствие в социальных сетях помогает привлечь новых клиентов, увеличить лояльность уже существующих.

При этом опрошенные «Делом» эксперты отмечают, что вести свой собственный профессиональный блог стоит далеко не всем менеджерам.

Евгений Шевченко, генеральный директор интернет-агентства UaMaster, отмечает, что перед принятием решения о запуске блога или страницы в социальной сети менеджеру необходимо ответить на несколько вопросов. Во-первых, есть ли в интернете его целевая аудитория, сколько ее, на каких сайтах она присутствует и что там делает?

Во-вторых, ему необходимо определиться с ключевой причиной существования блога, что она может дать лично для менеджера и для компании.

Не менее важным, по мнению Елены Николенко, директора рекрутинговой компании «Человеческий Фактор», и вопрос наличия времени у менеджера для полноценного ведения своих страниц.

«Полноценное погружение в блогожизнь требует все больше времени. Если менеджер легко и непринужденно излагает свои мысли в письменном виде и ему есть что сказать, это один вариант. А если для этого потребуются сверх усилия и бессонные ночи, проведенные за прочтением сотен страниц, то это совсем другое», — говорит эксперт.  «Одним из основных критериев полезности блога является интенсивность обсуждения заданных тем и цитируемость», — продолжает она.

Во многом согласен с предыдущей точной зрения российский консультант по маркетингу и менеджменту Владимир Николаев (ведет свой блог о профессиональных блогах менеджеров). «Активно вести свой блог имеет смысл лишь, так называемому, «топ-менеджеру – визионеру». То есть, менеджеру, который стоит над интересами собственной компании и мыслит, как минимум, в категориях своей отрасли. В этом случае блог будет не только рупором для сообщений о мыслях визионера, но и удобной площадкой для общения с его единомышленниками в естественном для них формате конкретной социальной сети», — отмечает эксперт.

Когда блог не в радость

По мнению Сергея Петренко, ведение блога может повлиять на карьеру топ-менеджера точно так же, как манера поведения на публичных мероприятиях. «Разве что действие в блоге гораздо более публично, чем в кругу нескольких участников внутреннего совещания, поэтому потенциально может нанести больший ущерб имиджу компании», — уточняет он.

«Обычно именно непонимание публичного эффекта от своих действий и заявлений оказывается причиной неприятных сюрпризов для блоггеров. Топ-менеджеры, как правило, это понимают и контролируют свои высказывания в блогах. Главное– здравый смысл», — считает Сергей Петренко.

По мнению Евгения Шевченко, у менеджера-блоггера могут возникнуть проблемы с работодателем, если на странице последнего присутствуют негативные отзывы о месте роботы. Кроме того, причиной конфликта могут послужить высказывания о контрагентах, клиентах или конкурентах компании.

Понимая потенциальную опасность блогов и соцсетей, многие крупные международные компании разрабатывают и внедряют стандарты поведения сотрудников в интернете. Как правило, в них прописано что можно говорить о компании в соцсетях, а чего говорить нельзя, а также что грозит сотруднику за невыполнение предписания. «Наличие подобного документа облегчает понимание ответственности и контроля своей деятельности в сети сотрудниками компании — они уже знают, что грозит им, и что компания следит за упоминаниями себя в сети», — резюмирует Антон Белецкий.