Феномен лидерства

В философском смысле слово «феномен» часто используется для обозначения явлений, которые возможно лишь почувствовать, но не объяснить. Долгое время для многих таким необъяснимым явлением был феномен лидерства и, собственно, то, что отличало лидеров от остальных людей.

В наши дни эта загадка почти разгадана учеными. Психологи выявили и описали закономерности лидерского поведения, а физиологи уже вплотную подобрались к мозгу успешных, выдающихся и великих, обещая в скором времени удивить мир открытиями о его особом строении.

Что же такого заманчивого для обычного человека в притягательной личности, завоевывающей умы и сердца своих собратьев? Почему медиа пестрят рекламой тренингов по лидерству, а в университетах и бизнес-школах продвинутых стран лидерство уже начали преподавать как самостоятельную дисциплину? В связи с чем постоянно растет количество желающих присоединиться к почетному лидерскому клубу? И возможно ли вообще взрастить в себе лидерские качества?

На эти и многие другие вопросы, связанные с феноменом лидерства вообще, а также корпоративного или организационного лидерства в частности, мы будем искать и находить ответы в серии наших рассылок.

«Лидерство – это не о технологии или методике, это о способности открыть сердце. Лидерство – о вдохновении, о себе и других. Великое лидерство – о человеческом опыте, а не о процессе. Лидерство — это не формула или программа, это человеческая деятельность, которая идет от сердца к сердцам других людей»

— Лэнс Секретан,
автор серии книг о лидерстве

Изучение природы лидерства проводилось учеными на протяжении всего ХХ столетия, однако, только в 80-е годы прошлого века эта тема просто захлестнула корпоративную жизнь. На протяжении 19 лет в американских страховых компаниях проводились крупномасштабные исследования. Их результат: в 75% случаев высокорентабельные компании отличаются от убыточных или застойных организационным климатом, созданным руководителем. После опубликования этих данных психологи принялись исследовать личностные особенности менеджеров процветающих компаний.

Была изучена выборка из 62 генеральных и 239 функциональных директоров 62 компаний, входивших в список Fortune 500 икотировавшихся на фондовой бирже NASDAQ. Исследования показали, что лидеры этих организаций способны создавать весьма позитивный настрой в своих командах, пробуждая в людях лучшие чувства, генерируя атмосферу дружелюбия, взаимной поддержки и оптимизма. Была обнаружена интересная закономерность: каждый процент улучшения рабочей атмосферы приводил к росту дохода на два процента.

Вроде бы, ничего нового в этом нет. Все прекрасно знают, что в хорошем настроении мы работаем лучше. Вопрос в том, почему это происходит.

Наши эмоции представляют собой некую энергию, которая напрямую связана с нашими потребностями и ценностями. Если мы делаем то, что нам нравится и то, что не противоречит нашим ценностям, если нас слушают, поддерживают и уважают, мы испытываем удовлетворение, сопровождающиеся приливом энергии. Работа или среда, вызывающая у нас негативные эмоции (разочарование, безразличие или отвращение), напротив, лишает нас важных жизненных сил. Развивается синдром хронической усталости, продуктивность снижается, человек начинает функционировать на очень низком уровне энергии.

Так вот, лидеры умеют создавать вокруг себя энергетику, которая предопределяет, сколько люди делают, сколько они хотят сделать и насколько им не безразлично то, что они делают. А все это, в результате, отражается в отчете о финансовой деятельности компании.

Объясняется такой эффект влияния лидера на своих подчиненных следующим.

Люди, обладающие харизмой, хорошо знают, чего хотят, и осознают свои ценности, цели и мечты. Поэтому они, как правило, делают только то, чем увлечены, и не идут на компромисс при выборе работы. Для них характерны высокая степень уважения к себе и развитое самосознание, которые не позволяют им делать то, к чему душа не лежит, или то, что противоречит их долгосрочным планам.

С точки зрения активности мозга страсть к делу, которым мы занимаемся, и чувство желанной цели означает, что во время работы включаются механизмы, которые производят почти непрерывный поток позитивных ощущений, постоянно питающих нас созидательной энергией. Вот и получается, что, обладая большим потенциалом положительного настроя, лидер заражает своих подчиненных этим духом. Мы так устроены, что эмоции находящегося рядом человека могут менять наше состояние. Причем, позитивные эмоции гораздо более заразительные, чем негативные.

Выходит, если лидер позитивен, постоянно общается со своими подчиненными, слушает их, умеет сопереживать и воодушевлять, то в компании создается некое эмоциональное положительное поле, способствующее тому, чтобы дела совершались наилучшим образом.

Описанное в этом коротком сообщении открытие во многом изменило организации во всем мире в последние десятилетия. Появилась новая модель лидерства, в которой люди перестали рассматриваться как вполне заменимые детали механизма. Лучшие представители класса новых руководителей продемонстрировали, что в условиях современного бизнеса, подверженного частым и быстрым изменениям, наиболее важным управленческим навыком становится искусство человеческих отношений. Формальность, догматизм и официальность уступили место открытости и искренности, а это, в свою очередь, укрепило связь сотрудников со своими организациями, повысило их лояльность и самоотдачу.

Мы надеемся, что новые веяния западного мира, связанные с лидерством, приживутся и в нашей стране, принеся большую пользу украинскому бизнесу.

О других составляющих, формирующих лидера, и о том, как развивают и тренируют лидерские качества, мы будем говорить в наших последующих выпусках.

P.S. Мы готовы предоставить информацию об источниках статистики, использованной в этом материале.