Forbes: Нет! — ручному управлению

Чем грозит компании возвращение собственника к оперативному управлению бизнесом

Кто только не приводит сегодня знаменитую цитату Стива Джобса: «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам».

Однако, по нашим наблюдениям, тренд на украинском рынке противоположный. Многие собственники, еще пару лет назад отдалившиеся от бизнеса или занимавшиеся только стратегией, созданием будущего для компании, сейчас вернулись в операционный менеджмент и как раз указывают наемным менеджерам, что им делать. Коммерческий директор крупной FMCG-компании делится: «Работать невозможно, приходится согласовывать каждый чих. Владелец, несмотря на утвержденный ранее бюджет и планы по продажам, каждую неделю лично общается с моими подчиненными, ставит им свои задачи. На все вопросы ответ один: «Я лучше знаю, что делать». Это не помогает, а мешает бизнесу. Мне совсем не хочется в этом участвовать».

«Раньше владельцу было достаточно ежемесячного отчета, и то он его не читал, – сетует топ-менеджер крупной украинской компании по производству мебели. – А теперь приходит то в офис, то в цех без предупреждения чуть не каждый день, мои приказы отменяет, не поставив меня в известность. Сделки останавливает. Честное слово, уволюсь, еще и мастеров за собой уведу».

Причины, в общем, понятны – кризис. Риск потери бизнеса высок, ситуация меняется не несколько раз в год, а иногда – в неделю.  «И кто, как не владелец, наиболее эффективен в сложных экономических условиях?» – думает собственник. У него срабатывают две логические схемы. Первая: «Раз финансовые результаты ухудшились, значит, сотрудники плохо работают, а то и воруют». Вторая: «Топы плохо адаптируются к быстро меняющимся условиям рынка». Кроме того, всякий владелец считает, что лучше всех разбирается в собственном бизнесе («Он же для меня свой, а для них для всех – чужой»).

На самом деле, такие собственники часто не умеют и не хотят доверять и делегировать, не способны понять, что обстановка объективно ухудшилась и самый золотой топ-менеджер не сделает на нынешнем, например FMCG, рынке столько же прибыли, сколько делал два года назад. Например, согласно Госстату, реальная официальная заработная плата в апреле нынешнего года составила 70,4% от уровня отнюдь не благополучного апреля-2014. То есть, покупатель стал за год, минимум, на 30% беднее.

Такое увлечение микроменеджментом со стороны собственника несет определенные риски.

Во-первых, владелец, как правило, приобретал свои навыки в другое время: тогда и его компания была иной (скорее всего – маленькой, начинающей), и рынок был моложе, и даже технологии применялись другие. Старый опыт (в том числе привычки и особенности поведения) в новых условиях может оказаться губительнее отсутствия опыта вовсе. Особенно если носитель этого опыта пользуется абсолютной властью.

Во-вторых, собственник может погрязнуть в микроменеджменте и не увидеть за деревьями леса, не принять вовремя стратегически важное решение. Например, погрузившись в прописывание  бизнес-процессов производственного цикла молочного предприятия («чтоб поменьше воровали»), упустит изменение потребительских предпочтений.

В-третьих, наемный топ, оскорбленный таким недоверием, может уйти к конкуренту, причем увести с собой персонал или клиентов – как выше обещает топ-мебельщик. Может «окуклиться», переложив «работу совести на другого», и выкладываться ровно настолько, чтобы не потерять место. В нынешних непростых условиях это особенно нехорошо: ведь нужны нестандартные идеи, инициатива, иначе разом проиграешь конкурентную борьбу. Наконец, как крайние проявления, топ-менеджер может решить, что надо «соответствовать подозрениям»: «Раз босс в любом случае думает, что я ворую и сливаю информацию на сторону, я так и стану действовать». (Естественно, речь идет об изначально квалифицированных и честных топах.  Если компанией руководил вороватый неумеха – это тоже просчет собственника, только допущенный в прежние годы).

Кроме того, снизится эффективность менеджеров, находящихся на более низких иерархических уровнях. Получая противоречивые указания то от хозяина, то от непосредственного начальника, они живо начнут действовать по старому армейскому принципу: «Не спеши выполнять приказ – его могут отменить».

Что из всего этого следует? Я даже не предполагаю, что после прочтения этого текста владельцы вернутся на прежние стратегические высоты, оставив наемным командам оперативное управление бизнесом. Но вот договориться с топами о новых правилах руководства – стоит. Разграничить полномочия и сферы ответственности (кто отвечает за определенные решения или неспособность их принять), порядок принятия решений, может быть, выстроить новую иерархию в компании. Говорите с командой и внимательно слушайте. Позвольте топ-менеджерам излагать свое видение целей, недоработок, ошибок. Этим вы и продемонстрируете свое уважение к ним, и получите немало полезной информации от профессионалов. Возможно, взглянете на свой бизнес слегка по-новому. Минимизируйте демонстрацию своего раздражения через претензии и указания. Владельцы нередко сердятся, когда слышат правду. Однако им просто необходимо ее слышать, воспринимать реально существующее положение дел, а не воображаемое.

И помните: наемные топы, если они настоящие профессионалы, не меньше вашего заинтересованы в процветании бизнеса. Они когда-то захотели быть рядом с вами и сегодня хотят быть частью успешного проекта.