Как заглянуть в душу

Пожалуй, одна из самых сложных задач в бизнесе – найти «правильного» человека или, как говорит один из наших любимых клиентов, – «правильного индейца».

Даже опытные профессионалы порой упускают из виду перспективную восходящую молодую звезду, еще не поднаторевшую в искусстве прохождения интервью, или выбирают «не того» кандидата, оказавшись, например, в сетях гало-эффекта (эффекта ореола) – поверхностного первого впечатления о человеке, или очаровавшись внушительным опытом, изложенным в его резюме.

На чем обычно принято фокусироваться при подборе персонала? На внешних маркерах – показателях академической успеваемости, социальном статусе, нынешних и предшествующих занимаемых должностях. В последнее время многие также начали использовать социальные сети для выуживания сведений о кандидатах, добавляющие еще один пласт внешней информации о человеке: каким количеством друзей он обладает на Facebook, с кем обменивается информацией на LinkedIn, как много последователей у него в Twitter.

Внешняя информация о кандидате, безусловно, важна и удобна для принятия решения. Она понятна и может снабдить нас довольно объективными данными о навыках и опыте человека. Но, как показывает практика, этого, увы, недостаточно. Это лишь часть истории, которая не раскрывает внутренних личностных особенностей, характера человека, зачастую определяющих, правильный ли «индеец» пришел к нам на интервью.

Один из авторов бестселлера «Heart, Smarts, Guts, and Luck: What It Takes to Be an Entrepreneur and Build a Great Business» («Сердце, ум, характер и удача: что необходимо, чтобы быть предпринимателем и построить успешный, бизнес»), изданного Harvard Business Press Books в 2012 году, Энтони Тьян (Anthony Tjan), на протяжении многих лет вместе с коллегами искал ключи к потаенным дверцам, за которыми скрываются, например такие личностные особенности, как сила воли, отношение к жизни, к людям, к работе, способы принятия решений и действия в сложной ситуации.

Автор книги, будучи управляющим партнером венчурной компании, инвестирующей деньги в перспективные бизнесы, по долгу службы должен был находить для этих бизнесов сильных топов, способных привести компанию в четко поставленные сроки к впечатляющим результатам. Задача оказалась непростой, и Энтони решил провести эксперимент, который бы позволил определить, на какие именно особенности личности следует обращать внимание, чтобы выявить еще на стадии отбора, насколько успешным станет в будущем кандидат. Для этой цели были опрошены 500 успешных предпринимателей, после чего были найдены некоторые закономерности.

В результате эксперимента автор книги выделил 10 вопросов, на которые ему было необходимо найти ответы в процессе общения с будущим кандидатом. Некоторые из них спорны и противоречивы, но в целом довольно интересны и перекликаются с нашим опытом подбора топ-менеджеров.

1. Каково у человека соотношение говорения и слушания? «Хорошее соотношение говорения/слушания – 40/60. Если кандидат говорит слишком много, это может свидетельствовать о том, что перед вами человек с высоким самомнением, сконцентрированный исключительно на собственной персоне, который вряд ли станет прислушиваться к иному мнению и учиться у других», – считает автор. Утверждение несколько спорное, ведь причин словоохотливости кандидатов может быть множество. Иногда встречаются люди, с таким увлечением рассказывающие о своем деле, что их просто трудно остановить. Хотя сложно не согласиться с тем, что умение слушать собеседника и предоставлять ему пространство для диалога является показателем высокого социального интеллекта, столь важного в построении отношений с людьми, без которых создать успешный бизнес довольно сложно.

2. Ваш собеседник отдает или забирает энергию? Китайская пословица гласит: лучший способ набраться энергии – это поделиться ею. «Существует определенная порода людей, пишет Энтони Тьян, – которые носят в себе и распространяют вокруг негативную энергию. В противоположность им есть другая категория – те, кто делятся с другими светлым, позитивным отношением к жизни. Дарители энергии обычно являются людьми, умеющими сопереживать, они по натуре щедры и с ними сразу же хочется познакомиться поближе и провести больше времени». Интересное наблюдение, проверенное нами на практике. Да простят меня физики за некорректное употребление слова «энергия», но некоторые кандидаты в процессе интервью действительно ее забирают, а некоторые ею делятся. Иногда час, проведенный в общении с человеком, проходит незаметно, наполняет энтузиазмом и дарит хорошее настроение, но иногда этот час превращается в вечность и забирает силы. Поверьте, то же самое будет происходить, когда вы будете работать с этим человеком в одном офисе. И если его функциональные задачи не предполагают работу в одиночку, лучше поищите другого кандидата.

3. Ваш собеседник предпочитает «действовать» или «реагировать», когда вы ему неожиданно подкидываете новую задачу? «Некоторые люди сразу занимают оборонительную позицию, когда их просят выполнить какое-то новое задание. Другие – с интересом начинают действовать, решая проблему. Для большинства вида работ, скорее всего, подойдет второй тип людей», – утверждает автор книги. Возможно, он прав, поскольку неожиданное новое задание создает определенный уровень напряжения у кандидата. Некоторым это нравится, и они охотно берутся за его выполнение. Для некоторых подобная ситуация вызывает протест, поскольку выводит их из так называемой «зоны комфорта». Первая группа людей относится к проактивным людям, вторая – к реактивным. Реактивные, как правило, ждут команды, внешнего стимула для совершения какого-то действия. Проактивным свойственно стремление проявлять инициативу до поступления указания. Им также присуще сохранять стойкость и действовать, несмотря ни на что, добиваясь своей цели, что является незаменимым качеством в бизнесе.

4. Ваш собеседник ведет себя естественно, не боясь быть самим собой, или сильно хочет понравиться? «Нет ничего привлекательного в ложной похвале или стремлении понравиться изо всех сил. У «правильного индейца» нет потребности «приукрашать» себя. С теми, кто просто может быть самим собой, гораздо легче и приятнее работать», полагает Энтони Тьян. Совершенно согласна с автором. Естественность подкупает, стремление казаться лучше – настораживает. После встречи с кандидатами, ведущими себя открыто, не возникает лишних вопросов, они понятны, предсказуемы, с ними легко общаться. После тех, кто старается показаться «человеком, приятным во всех отношениях» всегда остается сомнение в истинности того, что человек говорил и демонстрировал своим поведением.

5. Кто его супруг/супруга, спутник жизни или лучший друг? «Один из моих бизнес партнеров дал мне хороший совет. При подборе сотрудников, занимающих ключевые позиции, он предлагает встречу в неформальной обстановке вместе с самым близким к будущему подчиненному человеком. Наш ближайший круг общения может многое сказать о нашей личности», – пишет Энтони. Конечно, такую практику нельзя назвать распространенной, хотя в нашем опыте был случай, когда собственник при подборе генерального директора настоял на том, чтобы познакомиться с семьей своей будущей «правой руки», и только после этого принял решение. Надо сказать, что выбор был сделан просто в точку.

6. Как человек ведет себя с малознакомым или незнакомым человеком, особенно с нижестоящим по статусу? Конечно, в процессе интервью, даже достаточно углубленного, сложно выявить, как будет вести себя кандидат с подобной категорией людей. Для этого Энтони Тьян предлагает создать специальные условия – поход в ресторан или совместную поездку в такси, где будет пройден тест на обхождение с водителем или официантом в ресторане.Настоящий «индеец» не станет проявлять высокомерия или игнорировать человека, который его обслуживает. «Он открыт, доброжелателен и может завести теплую беседу даже, например, с официантом в ресторане или водителем такси. Существует и другая категория людей, которые ведут себя в подобных обстоятельствах замкнуто, грубо или надменно», – пишет автор. Речь, по всей видимости, идет о способности устанавливать контакт и находить общий язык с самыми разными людьми, от сельской бабушки до вице-президента компании, что в бизнесе, как и в жизни, является очень ценным качеством.

7. Есть ли в личной истории человека моменты, когда ему приходилось бороться и преодолевать трудные обстоятельства жизни? Жизненная история имеет большое значение. В исследовании, опубликованном в вышеназванной книге, автор обнаружил, что две трети успешных предпринимателей – те, кто имел смелость начать новое дело и способность упорно добиваться своей цели, кто сталкивался с серьезными финансовыми трудностями или другими испытаниями в период своего личностного становления. Ранние неудачи и трудности формируют характер гораздо лучше, чем ранние успехи.

8. Вы отправитесь с этим человеком в длительное путешествие на автомобиле? Этот вопрос является вариантом так называемого «теста в аэропорту». Есть такое упражнение на визуализацию для людей, подбирающих сотрудников. Необходимо представить себя коротающими время вместе с кандидатом, которого вы собираетесь принять на работу, надолго застрявшими в аэропорту. Что вы будете чувствовать? То же самое упражнение для тех, кто не летает самолетами – попытаться представить себе, что вы отправляетесь в многодневное автомобильное путешествие с вашим будущим сотрудником. Тот ли это тип человека, с которым бы вы легко согласились пойти на подобное испытание?

9. Считаете ли вы то, что этот человек обладает достаточно зрелым самосознанием?  Как вы думаете, обладает ли человек, сидящий перед вами на интервью, достаточной интеллектуальной честностью, чтобы признаться самому себе и вам в том, кем он является, осознает ли он свои сильные стороны и ограничения? Готов ли он учиться и предпринимать шаги для своего развития, руководствуясь собственным самосознанием? Это, пожалуй, наиболее сложный вопрос, на который можно найти ответ, расспрашивая о прошлом опыте человека, о его победах,  неудачах и ошибках, а главное – о выводах, которые он сделал в результате. Люди, обладающие зрелым самосознанием, отдают себе отчет в своих сильных сторонах, впрочем, как и в том, что они неидеальны и могут совершать промахи. Если же самый прекрасный и многообещающий кандидат не осознает собственных недостатков, не видит свою зону роста, мы обычно говорим, что у него на голове корона, а это значит, что он уже достиг пика своего развития, после которого последует неминуемый спад.

10. Читает ли ваш собеседник и что именно? Литературные предпочтения могут многое рассказать о человеке. Чтение книг может придавать глубину личности, помогать понять себя, сформировать наши мысли, вызывать к жизни новые идеи, а может просто убивать драгоценное время. «Можно считать это обобщением, но в целом, наиболее интересные люди читают много книг, развивающих мышление – это маркер, свидетельствующий о пытливости ума и интересе ко всему, что происходит вокруг», – справедливо замечает автор книги.