Кто на новенького?

Каким должен быть топ-менеджер в условиях новой экономической реальности

На дворе — так называемые новые экономические условия. Начались они еще в 2008-м, и тогда многие думали, что вот-вот все вернется на круги своя. Не вернется. Сейчас мы на пороге новой волны кризиса. И менеджерам придется работать в этой новой реальности: когда денег немного и их нехватку приходится компенсировать интеллектом, личной энергией и иными человеческими качествами; когда мотивировать команду материально получается не всегда и приходится использовать нематериальную мотивацию, «зажигать» людей, увлекать их, воодушевлять (что порой гораздо эффективнее квартальных премий).
Именно такие менеджеры сегодня более всего востребованы. И они прекрасно об этом знают.

Каким ты был…

Потом страна переболела экспатами — иностранцами, приглашаемыми из-за рубежа для управления украинским бизнесом. Со временем оказалось, кстати, что многие из них не так уж хороши — в нашу страну часто ехали не лучшие управленческие кадры, да и освоиться им с местными реалиями, где строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения и конкретной стоимостью невыполнения, было непросто. Тем не менее многие из современных украинских менеджеров набирались опыта у иностранцев и проходили неплохую школу в транснациональных компаниях.
Затем Украина болела бизнес-образованием: проходила курсы и тренинги, получала МВА, сначала очаровывалась, затем разочаровывалась в экономической науке: мол, «у нас все по-другому». Потом убеждалась, что не так уж и по-другому: когда первые из отечественных компаний сумели выйти на IPO, их конкуренты поняли, что полезно иметь в штате людей, разбирающихся в международных стандартах бухгалтерского учета, особенностях финансового рынка и вообще умеющих говорить с иностранцами (в том числе инвесторами) на их языке.
К этому времени как раз подросло молодое поколение, получившее экономическое образование в новых условиях, в «годы тучные», когда даже на Западе говорили об украинском экономическом чуде. Эти молодые люди — назовем их «новыми менеджерами» — прекрасно говорили на иностранных языках, знали толк в акциях, облигациях и опционах, умели следить за биржевыми котировками (и даже манипулировать последними)… А фраза «Я в этом бизнесе четыре года» казалась им едва ли не высшей ценностью.
И тут пришел кризис…

Новая метла

И многие из «новых» сегодня оказались невостребованными. А востребованы «самые новые». Среди них, как ни странно, довольно много людей, переживших кризис 1998  года. Их как раз и склонны нанимать за прошлый негативный опыт. Ибо такой человек знает, что банкротство — это еще не трагедия. Вообще, умение держать удар — достаточно редкое и весьма востребованное на рынке качество управленца. Их нанимают и за интуицию. Ибо интуиция есть не что иное, как неосознанный, не разложенный по полочкам опыт (именно по  этому интуиция, к примеру, баскетболиста может быть полезной на баскетбольной площадке и бесполезна на биржевой).
При этом профессионализм в узком смысле (то есть знание предметной области — строительства, металлургии или страхования), естественно, никто не отменял, это уже считается в глазах современного нанимателя гигиеническим фактором. То есть тем, без чего нельзя (как без воздуха или воды), но что не может рассматриваться как конкурентное преимущество. А вот конкурентными преимуществами считаются мобильность (то есть готовность к переезду и постоянным командировкам), все тот же иностранный язык (на внутренний рынок как

Умение держать удар — 
достаточно редкое и весьма 
востребованное на рынке 
качество управленца

на источник постоянного дохода рассчитывать могут далеко не все) и, как ни странно, такое не вполне определимое понятие, как энергичность, способность создавать в коллективе атмосферу оптимизма.
Еще в 1980-е годы в США была изучена выборка из 62 генеральных и 239 функциональных директоров 62 компаний, входивших в список Fortune 500  и котировавшихся на бирже NASDAQ. Исследования показали, что лидеры этих организаций способны создавать весьма позитивный настрой в своих командах, пробуждая в людях лучшие чувства, генерируя атмосферу дружелюбия, взаимной поддержки и оптимизма. Была обнаружена интересная закономерность: каждый  процент улучшения рабочей атмосферы (ее измеряли с помощью непростых опросных методик) приводил к росту дохода на 2%.
Один из секретов подобных продвинутых руководителей — они не рассматривают под чиненных как взаимозаменяемые детали механизма. Лучшие представители класса новых руководителей продемонстрировали, что в условиях современного бизнеса, подверженного частым и быстрым изменениям, наиболее важным управленческим навыком становится искусство человеческих отношений. Формальность, догматизм и официальность уступили место открытости и искренности, а это в свою очередь укрепило связь сотрудников со своими организациями, повысило их лояльность и самоотдачу.
При этом такие менеджеры — вовсе не рафинированные оптимисты. Они скорее прагматики, не испытывающие сильных чувств к тому, чем занимаются (в отличие от многих собственников, рассматривающих свой бизнес как свое детище, продолжение себя). Они спокойно и разумно воспринимают критику (как раз потому, что отделяют себя от

Наиболее важным 
управленческим навыком 
в современных условиях 
становится искусство 
человеческих отношений

дела и действуют логично), они готовы к трудностям и даже предвидят их, просчитывают ситуацию. Они дисциплинированы сами и умеют выстроить дисциплину в команде. Они, если угодно, исповедуют принципы Стокдейла (хотя сами об этом не подозревают).
Американский адмирал Джим Стокдейл попал в плен во время войны во Вьетнаме, просидел в лагере восемь лет и много раз был на грани смерти. И уже после возвращения он сформулировал следующую мысль: «Никогда не путайте веру в то, что вы победите (а вы не можете позволить себе потерять эту веру) с суровой необходимостью трезво смотреть фактам в лицо, как бы ужасны они ни были».

Уноси готовенького

Наконец, «самые новые менеджеры» прекрасно знают себе цену. И сегодня об этом свидетельствует весь опыт нашей компании — они весьма переборчивы. Мы регулярно ищем функциональных директоров для различных украинских компаний. И первый вопрос, который задают нам потенциальные кандидаты: «Кто первое лицо, кто собственник?». Хороший наемный менеджер сейчас интересуется не зарплатой и не именем компании (хотя и то и другое, безусловно, важно). Его интересует, насколько потенциальный

Конкурентными 
преимуществами менеджера 
считаются мобильность, 
иностранный язык и,
как ни странно, такое 
не вполне определимое понятие,
как энергичность, способность 
создавать в коллективе 
атмосферу оптимизма

наниматель «вменяем», готов к партнерству, к диалогу. Зато такого кандидата может привлечь масштабность и дерзновенность поставленных задач.

 

Елена Николенко,
Журнал «ГVардия», декабрь 2011