Логистические лидеры будущего

Недавно мы снова получили заказ от нашего постоянного клиента – украинской компании, занимающейся комплексной логистикой: «Найдите нам операционного директора. Срочно!» Срочно, так срочно. Бросаем все усилия на поиск, перерываем базу данных, перелопачиваем весь украинский рынок и с грустью обнаруживаем, что готового операционного директора срочно – нет.

Да и не срочно – тоже проблематично, поскольку классных специалистов по пальцам можно пересчитать, да и работают они исключительно в иностранных компаниях, и слышать о перспективе работы в украинских фирмах не желают.

Так же дела обстоят не только с операционными директорами. Сложно найти продавцов логистических услуг, руководителей складов, сайт — менеджеров, руководителей отделов системы поставок (Supply Chain). К счастью, в подавляющем большинстве случаев нам удается закрывать подобные вакансии, но всякий раз в голове упрямо звучат вопросы: «Почему в Украине нет системы качественной подготовки специалистов в области логистики? Почему их взращивают и обучают исключительно в иностранных компаниях?»

Правда, и у иностранцев с подготовкой сотрудников логистических подразделений проблемы – но совсем другого свойства.  Как пишет Питер Л. О’Брайан в Russell Reynolds Associates, сейчас в западной компании роль руководителя направления логистики вплотную приближается по важности к роли генерального директора. Ибо деятельность любой организации (а значит, и ее конкурентоспособность) все больше сводится к логистике, то есть к управлению потоками сырья, полуфабрикатов, готовых продуктов и информации. Более того, эти потоки географически охватывают едва ли не весь мир, что влечет за собой дополнительные трудности в сфере кросс-культурного взаимодействия. Уже сегодня руководители отделов логистики контролируют практически все аспекты бизнеса в своих компаниях.

Далее эти процессы будут только нарастать. Поэтому уже сегодня при подготовке будущих руководителей логистических отделов компании желают получить лидеров, которые могут справиться с задачами повышенной сложности, которые обладают пониманием разных рынков, как развитых, так и развивающихся, и которые могут эффективно проводить логистические операции в различных странах, учитывая их специфику и культуру.

Вот список ключевых навыков и компетенций, которыми должен обладать будущий руководитель отдела логистики:

A) Умение понимать все аспекты логистической цепочки.

Если речь идёт о продуктах питания, то под логистической цепочкой будут подразумеваться все процессы, которые происходят с продуктом во время его движения от фермы до тарелки. Производственная логистическая цепочка включает в себя множество процессов, начиная с распределения сырья для производства продукта и заканчивая доставкой его к покупателю. Контролировать всю цепочку не под силу ни одной отдельной компании – это возможно только при условии, что ключевые партнёры будут действовать сообща, понимать друг друга и работать ради общей цели.

B) Опыт и знания, касающиеся различных аспектов логистической цепочки.

Руководитель, который управляет, например, розничной логистической цепочкой, скорее всего, на протяжении всей своей карьеры работал в сфере розничной торговли и не слишком осведомлён о специфике других сфер. Логистические лидеры будущего будут обладать опытом в сферах производства, логистики / распределения и розничной торговли. Они смогут определять потенциальные риски и, следовательно, начинать работать над решением проблем ещё до их возникновения. Когда компания Russell Reynolds Associates недавно помогла выбрать руководителя отдела логистики для международной розничной компании, специализирующейся на «быстрой моде» (сегмент компаний, предлагающих одежду на пике моды по доступной цене и часто обновляющих ассортимент), на работу был принят человек, который не только обладал определённым опытом в сфере розницы и международной дистрибуции, но и напрямую имел дело с производством в Китае.

C) Опыт проживания в различных странах и культурах, как с развитыми, так и развивающимися рынками.

Логистические руководители будущего должны полностью понимать все тонкости работы с представителями различных культур и национальностей. Многие лидеры, которые невероятно эффективны в условиях развитых рынков, сталкиваются с серьёзными проблемами при работе в странах с развивающейся экономикой. Такой руководитель может обнаружить, что привычные для него вещи — инфраструктура, телекоммуникации и т. д. – в стране пребывания находятся в неразвитом состоянии. У человека возникает шок, и достижение целей становится проблематичным. А работа в странах с развивающейся экономикой становится все более важной, принимая во внимание темпы интеграции в мировую торговлю таких государств, как Индия и Бразилия. Учитывая, что покупатели в этих странах будут оказывать всё более значительное влияние на развитие логистической отрасли, не возникает сомнений, что логистическим руководителям будет необходимо понимать особенности этих рынков, а также культуру и обычаи их населения. Компания Russell Reynolds Associates недавно опубликовала результаты исследования о компетенциях, которыми должен обладать руководитель логистического отдела в крупной международной корпорации. Опыт работы в условиях как развитых, так и развивающихся рынков стал одним из ключевых требований.

D) Способность предвидеть будущие изменения ситуации на рынке и быстро адаптироваться к новым моделям бизнеса.

За последние десятилетия рынки и компании уже очень сильно изменились в результате появления Интернета и других продуктов развития технологии. Далее соответствующие процессы будут продолжаться. Поэтому будущим логистическим лидерам важно уметь думать на 10 или 20 лет вперёд. Это, кстати, широко распространено во многих азиатских культурах. Идея заключается в том, что ваша компания либо сама инициирует изменения, либо, по меньшей мере, способна предвидеть их, вовремя реагировать, и быстро адаптироваться. Возьмём автомобильную промышленность. Сегодня производство, например, Toyota, сконцентрировано в нескольких странах, включая Китай, а дистрибьюторская сеть распростерта по всему миру. Toyota – хороший пример компании, которая очень быстро адаптировалась к природе современного глобального рынка. Логистическим руководителям будет необходимо уметь быстро адаптироваться к изменениям, создавать команды из способных людей, которые смогут быстро приспосабливаться и привносить прогрессивные идеи.

E) Умение постоянно оценивать возможности на новых рынках.

Логистические лидеры должны будут побуждать людей к способу мышления, отличающегося от общепринятого. Они должны уметь объективно оценивать потенциальные возможности, основываясь на своём опыте в четырёх ключевых аспектах, описанных выше. Генеральный директор любой компании, по сути, становится руководителем ее логистических операций внутри и вовне. Как может измениться логистическая цепочка со временем, на каком этапе она функционирует наиболее эффективно? Кто является ключевыми партнёрами, с которыми важно наладить сотрудничество, и как следует развивать отношения с ними?

Будущим логистическим лидерам необходимо осознавать, что они действуют в мире, который быстро и постоянно меняется. Они должны полностью понимать тонкости, и, в идеале, владеть опытом работы в каждом аспекте логистической цепочке. Они должны постоянно путешествовать, и быть «гражданами мира».

Украинскому бизнесу встраиваться в соответствующие процессы необходимо как можно быстрее. Иначе наши компании рискуют потерять конкурентоспособность, которая, повторимся, зависит от качества логистических процессов в компаниях.