Молодость на букву Z

Похоже, поколение Y – молодые люди, родившиеся с конца 80-х до середины 90-х, уже не привлекает такого большого интереса бизнес-изданий, как раньше. Ведущие деловые порталы и пресса переключились на людей Z — самое юное и пока не проявившее себя поколение. К представителям «зетов» демографы относят тех, кто появился на свет с начала девяностых до середины двухтысячных, а маркетологи и тренд-аналитики, предпочитающие дробить поколения на маленькие части, считают, что это родившиеся с 1996 по 2010 годы, то есть молодые люди, которым сейчас от 5 до 19 лет.

Вскоре они станут активными потребителями товаров и услуг (а это не может не волновать маркетологов), а также пополнят ряды активных претендентов на различные позиции (что не оставляет безразличными к этой теме работодателей). «От того, каковы особенности их ценностных ориентаций, зависит и то, как они повлияют на бизнес и управление и какие инструменты придется придумывать, чтобы удержать таких сотрудников в компании, обеспечить эффективность их работы», — пишет бизнес-портал delo.ua в статье «Z-Men: каким окажется в работе самое молодое поколение Z».

«Facebook? Конечно. Книги? Ничего подобного. Видеоигры? Обязательно. Спорт? Ни за что. Скорость? Да. Терпение? Вряд ли. Так в двух словах можно охарактеризовать «Поколение Z» — независимое, упрямое, прагматичное и постоянно куда-то спешащее. Эти молодые люди не знают о мире без интернета и живут жизнью, которая кажется на миллион миль удалённой от надежд, мечтаний и морали, присущих предыдущим поколениям. Они настолько зависли в цифровом мире, что некоторые ученые прозвали их «мутантами»»,  — такое мнение высказывает о взрослеющем поколении, приходящем на смену поколению Y американский новостной портал Business Insider в статье «Все, что вам необходимо знать о поколении Z» (Everything you need to know about Generation Z).

Это поколение довольно многочисленно — почти два миллиарда человек. Многие из них родились после появления Google, поэтому Всемирная паутина для них – как детская колыбель, как бутылка с соской, а метод познания жизни — преимущественно цифровой.

Они мгновенно найдут любую информацию в своем смартфоне, но плохо ориентируются на местности. Они быстро соображают, но плохо удерживают внимание. Они меньше курят, меньше пьют, меньше озабочены сексуально. Семья и брак для них — понятия зыбкие. Больше половины этих молодых людей считает, что жить на Земле сегодня страшно. В общем-то, это неудивительно, учитывая, что на их короткую жизнь выпали теракты, крушение банков, экономический крах и войны. Вот такой собирательный образ.

Впрочем, Джереми Финч (JeremyFinch) — директор по стратегии консалтинговой фирмы Altitude из США — утверждает, что многие ярлыки на подрастающее поколение Z пресса навешивает напрасно. В статье «Что такое поколение Z и чего они хотят?» (What Is Generation Z, And What Does It Want?), размещенной на сайте Fast Company, он рассказывает о новом важном маркетинговом исследовании, проведенном компанией Altitude, которая взялась понять, чем и почему занимается поколение Z.

Сотрудники Altitude работали с 16-18-летними с самым разным происхождением и из разных частей страны (исследование проводилось в США), проводили дискуссии, интерактивные упражнения, записывали видеодневники, помогающие проникнуть в жизнь молодых людей. Задачей было увидеть мир их глазами. В результате исследователи из Altitude обнаружили удивительные вещи.

8-секундный фильтр

Исследования, проведенные недавно Национальным Центром Биотехнологической информации (National Center for Biotechnology Information) США и опубликованные в TheAssociatedPress, констатируют, что представители поколения Z не могут сосредоточиться ни на чем длительное время, продолжительность их внимания сжалась до восьми секунд, что даже меньше, чем у карася, который может удерживать внимание целых девять секунд. Однако исследователи компании Altitude выяснили, что у поколения Z на самом деле возникло то, что они называли высокоразвитыми «8-секундными фильтрами».

«Они выросли в мире, где возможности безграничны, а их время — нет. Поэтому поколение Z адаптировалось к необходимости быстро просеивать и оценивать огромные объемы информации. В онлайне и мобильных приложениях они сильно полагаются на вкладки и разделы, где выбран самый популярный и свежий контент. У них есть лидеры мнений, которым они доверяют и за которыми следуют, чтобы понять, где самая адекватная информация и развлечения. Эти инструменты помогают поколению Z уменьшить свой потенциальный набор вариантов до приемлемого. Если же они посчитали что-то достойным внимания, то могут стать чрезвычайно сосредоточенными и преданными делу. В их эпоху интернет позволил глубоко изучить любую тему. Например,17-летний юноша годами изучал в интернете культуру винтажных кедов, а потом взял и открыл маленький бизнес по продаже редких кедов», — пишет Джереми Финч.

Исследователь считает, что поколение Z имеет тщательно настроенный радар, улавливающий то, на что они считают важным потратить свое время. Чтобы преодолеть эти фильтры и завоевать их внимание, понадобится обеспечить им то, что для них увлекательно и может быстро принести пользу. В противном случае ваше сообщение утонет в потоке информации.

Они не зависимы от экрана — они полноценные бренд-менеджеры

«СМИ и маркетинговые компании объявили их «экранозависимыми» личностями. Старшие поколения никак не могут понять, почему они проводят столько времени в онлайне», — пишет Финч.

В действительности поколение Z испытывает колоссальное давление: им нужно одновременно создавать и поддерживать как личный бренд в социальных медиа — именно там находятся их сверстники и проходят самые важные беседы, — так и профессиональный. Под последним подразумевается то, что они хотят быть известны своей способностью усердно работать и выживать в офлайне. В этом своем стремлении они как бы пытаются переломить негативные стереотипы, которым прославилось поколение Y, выкладывающее в Fcebook и Instagram многочисленные фото с вечеринок и тусовок и совершенно не заботящееся о своем имидже, который может привлечь работодателя. «Мы отфильтровываем все наши изъяны, чтобы создать идеальный образ. Я всегда чувствовала, что мне надо доказывать, на что я способна. Упорный труд в конце концов приносит отдачу», — говорит 16-летняя девушка – участница исследования Altitude.

«Людям поколения Z проще общаться онлайн, чем вживую. Восемь из десяти представителей этого поколения «подсажены» на социальные сети и более полвины представителей этого поколения считает, что именно в соцсетях происходи настоящая жизнь», — считает Business Insider. Но так ли это на все сто процентов? Финч утверждает, что нет.

Большинство участников исследования сказали, что способность внятно общаться лично, особенно с более старшими людьми — навык номер один, который гарантирует им успех в будущем. «Я должен уметь смотреть взрослым в глаза, крепко жать им руку, спрашивать, как у них дела», — говорит 17-летний участник исследования.

«Поколение Z разрывается между этими двумя силами. Им нужны социальные медиа, чтобы строить личные бренды, но они не хотят, чтобы эти соцсети определяли, кто они на самом деле. Они стремятся к социальному одобрению, но хотят дифференцироваться в профессиональном смысле. Компании, которые поймут это напряжение, смогут дать поколению Z инструменты, помогающие лучше управлять своими личными и профессиональными брендами», — пишет Финч.

Поколение прагматиков

Медиа окрестили поколение Z «предпринимательским поколением» и подчеркивают их желание не погружаться в корпоративную рутину, избегать иерархических структур и строить свои стартапы. «Это поколение желает основать собственную компанию — от 50% до 72% «людей Z» мечтают управлять своим стартапом. Идея просто «делать деньги», которая свойственна современному бизнесу, их не привлекает. Они считают, что это сложно, брутально и похоже на выживание в джунглях. Они хотят быть успешными и достигать целей, причем 76 % собираются это сделать, превратив хобби в работу», — подчеркивает Business Insider.

«Но мы обнаружили, что, хотя поколение Z ценит идею работы на себя, большинство из них стремятся избегать риска, практичны и прагматичны. Их предполагаемый предпринимательский дух — скорее, механизм выживания, чем идеалистическая погоня за статусом или богатством», — говорит Финч. «Мне нужна работа, которая приносит деньги, иначе колледж будет пустой тратой времени. Я хочу выбрать стабильную карьеру», — делится 17-летний подросток. Большинство тех, кого опросила компания Altitude склоняются к внятной карьере и финансовой стабильности.

Но, несмотря на свой прагматизм, этому поколению присущ и романтизм. Они хотят изменить мир, поэтому с радостью откликаются на волонтерскую работу, в которой в США, например, задействовано более 25%тинэйджеров.

«Исследование поколений — это больше искусство,чем наука,и среди ученых существуют значительные разногласия в описании поколения Z. Но если собрать воедино все черты, которые уже сейчас проявляются у этого поколения —  стремление избегать рисков, прагматизм, акцент на разумных карьерах,—  оно выглядит менее похожим на поколение Y,но все больше на поколение своих дедов(и иногда прадедов),которые выросли прилежными конформистскими карьеристами пятидесятых и шестидесятых», — полагает Алекс Уилльямс (AlexWilliams) в статье «Подвиньтесь, Поколение Y! Наступает Поколение Z» (MoveOver, Millennials, HereComesGenerationZ), опубликованной на страницах одного из сентябрьских номеров NYTimes.