Непереводимый английский фольклор

«Ищите в человеке три вещи: интеллект, энергию и integrity. Для человека, который не имеет третьего, первые два не только бесполезны, но и вредны.»

Уоррен Баффет

Уоррен Баффет любил общаться со студентами, интересовавшимися спецификой инвестиционного бизнеса. Всякий раз, встречаясь с ними, он предлагал им игру, целью которой было осознать – с кем можно иметь дело в бизнесе, зарабатывать, строить долгосрочные партнерские отношения, а с кем нет. В финале игры Баффет озвучивал свою позицию по этому поводу, и отражена она в эпиграфе, содержащем английское слово, которое большинство словарей переводит как «целостность», «принципиальность», «честность», хотя истинный его смысл гораздо шире. Попробуем передать это понятие описательно.

Человек, обладающий таким качеством, как integrity, бескомпромиссен в принципиальных вопросах, умеет сказать «нет», его слова не расходятся с поступками. Эта черта личности связана с высокой моральностью, неподкупностью, честностью, принципиальностью, уважением к людям. В кодексах корпоративного поведения западных компаний integrity считается одной из главных моральных ценностей и является проходным билетом во многие корпорации, государственные и надгосударственные структуры и, в частности, в Организацию Объединенных Наций. Студенты европейских и американских вузов на титульных страницах курсовых, дипломных и других исследовательских работ заявляют о том, что они следуют Декларации академической integrity, и это означает, что весь материал принадлежит авторству студента и в работе нет плагиата. И еще слово integrityчасто присутствует в англоязычных текстах в антикоррупционных контекстах.

В размещенной недавно на страницах Forbes статье автора бестселлера «Эмоциональный интеллект 2.0.» (Emotional Intelligence 2.0) Трэвиса Бредберри (Travis Bradberry) под названием «Семь ошибок лидеров, делающих каждого несчастным» (7 Mistakes Leaders Make That Make Everyone Miserable), утверждается: «Многие лидеры могли бы достичь выдающихся результатов в своей управленческой деятельности, если бы день ото дня не совершали ошибок, которые сами они не замечают, но которые очевидны для других. В большинстве случаев эти ошибки – результаты небольших и часто непреднамеренных пробелов в личностном качестве, называемом integrity».

Фред Киль (Dr. Fred Kiel) в недавно выпущенной Harvard Business Review Press книге«Рентабельность характера» (Return On Character) придал качеству integrityколичественное выражение. На протяжении семи лет он собирал данные о восьмидесяти четырех CEO. Он сравнивал то, как оценивали своих боссов сотрудники, с результативностью работы компаний, и пришел к интересным выводам: компании, руководители которых обладали ярко выраженным integrityимели ROE 9,4%, в то время, как те, у кого это качество не было достаточно развито – лишь 1,9%.

Фред Киль описывает лидеров с явно выраженным качеством integrity следующим образом: «Они, как правило, были скромны.  Казалось, что их не слишком заботят вопросы собственной карьеры и личного обогащения. И, что удивительно, делали они свою работу, увеличивая доходность бизнеса и повышая его конкурентоспособность лучше, чем сфокусированные на собственных карьерных амбициях и деньгах CEO. Компании, бившиеся с конкурентами под руководством опытного, но сфокусированного исключительно на себе лидера, всегда проигрывали в этой борьбе».

«Это индивидуальная ответственность каждого лидера — оттачивать собственную integrity, но иногда это бывает трудно сделать, потому что людям свойственно отворачиваются от собственных недостатков и тем самым попадать в ловушки. Однако, изучая эти ловушки мы можем стать более мудрыми и сильными, в разы увеличив наш лидерский потенциал», — пишет Трэвис Бредберри.

Ловушка №1.Пестование культа личности. Лидерам легко оказаться замкнутыми в своем собственном мире и отдалиться от реальности. Множество самых разных аспектов существования компании связано с личностью «рулевого». Часто это причина того, что он или она так сильно вживаются в свою роль со свойственными ей значимостью и исключительностью, что забывают: единственная причина, по которой они здесь – это служить другим, и начинают думать: «Это моя парафия, я всегда прав и все здесь будет по-моему». Integrity лидер осознает, что несовершенен, и не только положительно относится к критике, но и настаивает на ней.

Ловушка №2. Уклонение от ответственности. Политики пользуются дурной славой за свое нежелание нести ответственность за собственные ошибки. К лидерам бизнеса это тоже зачастую относится. Человек, у которого не хватает мужества сказать «Это моя вина», не может быть лидером вообще. Лучшие лидеры осознают свои оплошности, берут за них ответственность и не отгораживаются от того факта, что ошибки их подчиненных во многих случаях — результат их управленческих решений.

Ловушка 3. Недостаток самосознания. Многие лидеры считают, что у них высоко развит эмоциональный интеллект (EQ — способность распознавать эмоции, понимать намерения и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач). Они уверены, что прекрасно понимают чувства и мотивы поведения своих подчиненных, но, когда дело доходит до понимания самих себя, они оказываются удивительно слепы и просто не видят того, что очевидно для других. Они играют в фаворитизм, ведут себя надменно, проявляют грубость или не желают воспринимать критику.

Ловушка № 4. Забывать о том, что общение – двусторонний процесс. Многие руководители считают себя прекрасными коммуникаторами, не понимая, что они общаются лишь в одном направлении. Они гордятся своей доступностью для подчиненных, но при этом часто не слышат идей, которыми делятся с ними люди. Есть боссы, которые не ставят своим подопечным четкие цели, туманно описывают, что должно быть сделано, не предоставляя ясности и не заботясь о том, верно ли человек понял, что от него требуется. Есть и лидеры, которые не считают необходимым давать членам своей команды обратную связь об их работе, заставляя тех теряться в догадках, что же дальше следует – повышение или увольнение.

Ловушка № 5. Не увольнять неэффективных сотрудников. Иногда, желая избежать чувства вины перед сотрудником или конфликта, лидеры уходят от принятия трудных решений. И, хотя в сострадательности нет ничего плохого, настоящие лидеры знают, когда она неуместна, и понимают, что расплатятся перед компаний и эффективными членами команды за свою нерешительность, поэтому дают возможность слабому сотруднику уйти. 

Ловушка № 6. Поддаваться тирании срочности. Тирания срочности – это свойство мелких задач, которые нужно сделать прямо сейчас, вставать на пути у действительно серьезных дел. Проявляется она в том, что руководитель хочет мгновенно реагировать и требует этого от своих сотрудников в любой момент рабочего дня. Происходит постоянное тушение пожаров. В разных бизнесах это могут быть самые разные ситуации, но в целом это мешает сосредотачиваться и удерживать внимание на приоритетах, вызывает раздражение и выгорание людей. Мудрые руководители умеют отделять срочное от несрочного, с уважением относясь к рабочему времени членов своей команды, не отвлекая их по пустякам.

Ловушка № 7. Микроменеджмент.  Эта ошибка встречается наиболее часто у тех, кто только начинает осваивать искусство управления людьми. Не совершив психологический переход от исполнителя к лидеру, они считают, что в конце рабочего дня должны иметь обязательно какое-то материальное подтверждение того, что этот день прошел не зря, иначе они чувствуют себя непродуктивными. В действительности они просто не понимают, что продуктивность лидера имеет несколько иной смысл, и превращают обычный менеджерский контроль в настоящее надзирательство. Важная часть лидерской принципиальности состоит в том, чтобы дать людям свободу делать их работу.

Собирая все вместе. Integrity – это качество, собранное из многих составляющих и отсутствие какой- либо из них мешает лидеру быть целостным. Плохая новость состоит в том, что все ловушки, описанные выше очень распространены и губительны для компаний и именно они не дают собраться паззлу под названием integrity. Хорошая новость в том, что эти ошибки легко исправить, как только вы начнете их осознавать.

Статья подготовлена по материалам Forbes