Ну вы и спросили!

Во время интервью специалисты по подбору персонала, помимо биографических данных и информации об опыте, стараются выявить наличие у кандидата целого ряда качеств, некоторые из которых лежат на поверхности и их можно наблюдать в процессе беседы — это коммуникабельность, уверенность в себе, напористость, гибкость. Другое дело подобрать, например, хорошего аналитика, ведь необходимо выяснить, как человек думает, а мыслительный процесс не поддается наблюдению. Как решают эту задачу финансовые учреждения Уолл Стрит и софтверные компании Силиконовой Долины, где аналитик – одна из наиболее востребованных специальностей? Они используют в интервью для соискателей вопросы-головоломки.

«Сколько мячиков для гольфа поместится в Boeing 737?» — вопрос от Jefferies Group, глобального американского инвестиционного банка.

«Задавая этот вопрос, интервьюеры не ставят перед собой задачу получить конкретную цифру, они в большей степени интересуются, как кандидат будет отвечать, находясь в недоумении от самого вопроса», — говорит Тимоти Фэлкон Крэк (Timothy Falcon Crack), профессор финансов Университета Отаго (Новая Зеландия), автор книги «Услышанные на улице: количественные вопросы из интервью на Уолл Стрит» (Heard on The Street: Quantitative Questions from Wall Street Job Interviews).

Переждав вполне естественную реакцию шока интервьюируемого на странный и неожиданный вопрос, рекрутеры смотрят, как он справится с количественной задачей. Эти интервьюеры ищут аналитиков с гибким мышлением, которые при помощи рассуждения могут вывести не точную цифру, что практически невозможно в условиях подобного интервью, а приближенное значение.

«Когда вы отвечаете, вам необходимо проговаривать вслух каждый логический ход. Если вы замолчите и через шестьдесят секунд выдадите ответ «десять миллионов», я не пойму, как вы пришли к подобному решению. Меня в принципе не интересует цифра, мне важно, чтобы вы продемонстрировали свой процесс рассуждения», — говорит Крэк.

А ответ, поясняет Фэлкон Крэк, должен выглядеть приблизительно так.

«Давайте прикинем, сколько людей помещается в Boeing 737. Оно может колебаться, но двести человек – приемлемая цифра. Каждый человек, сидящий в своем кресле, занимает пространство размером с красную британскую телефонную будку. Само сиденье, конечно, уже, но есть еще подлокотники, проходы, отделения для ручной клади сверху и так далее. Так что приблизительно получается именно так. Диаметр мячика для гольфа около одного 1 дюйма (2,54 см).

Ширина телефонной будки – около 36 дюймов, длина такая же, высота – примерно 75 дюймов.

Итак, я получаю 36 х 36 х 75 мячей в кабине, но для простоты вычислений возьмем 30 x 30 x 100, это приблизительно то же самое, но мне так легче перемножить в уме. Итак, получается 90,000 мячиков в каждой будке, а будок всего 200. Девять раз по два —18 и приписать к этой цифре шесть нолей.

Мой ответ – восемнадцать миллионов, но можем округлить эту цифру до двадцати».

Крэк говорит, что могут быть и другие стратегии решения, но все они должны включать в себя приблизительные значения и оценку относительно какого-либо объема.

Кроме того, будет нелишним спросить у интервьюера, стоит ли просчитывать грузовой отсек, ведь это может изменить ваш ответ.

«В определенном смысле это игра. Помимо способностей к анализу, в компании хотят знать, сможете ли вы стать для других членов команды хорошим игроком, впишитесь ли в корпоративную культуру, характерную для компаний, работающих на Уолл Стрит, — пишет Крэк. — Ваши реакции раскрывают ваш характер. А ваш характер показывает, сможете ли вы прижиться в организации. Если вы на интервью прилагаете усилие, чтобы решить предложенную задачу, это может быть знаком того, что и в других ситуациях вы будете прилагать усилия. И если вы принимаете игру и старательно работаете над решением задачи, это может свидетельствовать о том, что вы действительно хотите эту работу и будете усердно трудиться, если вам эту работу предложат».

«Сколько квадратных футов пиццы ежегодно съедают в Америке?» — вопрос от Goldman Sachs, одного из крупнейших в мире инвестиционных банков.

Этот вопрос не задают кандидатам на позицию финансового директора или старшего консультанта. Если они доросли до этих должностей, то наверняка знают, как отвечать на него. Обычно им испытывают претендентов на позиции низшего уровня.

Что же хотят услышать в ответ менеджеры по персоналу? Как и в предыдущем случае, они не ждут точного ответа, они хотят понаблюдать за тем, как вы размышляете.

«Секрет в том, чтобы показать, что вы можете продемонстрировать вашу логику, задать правильные вопросы, учесть все ключевые факторы, сделать необходимые оценки и вычисления и выдать осмысленный ответ», — говорит Памела Скиллингз (Pamela Skillings), основатель компании Big Interview, предоставляющей услуги подготовки кандидатов к прохождению интервью в таких компаниях, как Goldman, Google и Microsoft. — Именно поэтому важно, отвечая на данный вопрос, рассуждать вслух. Окончательная цифра не имеет значения, но процесс, который происходил у вас голове и привел вас к этой цифре – вот что действительно важно».

Чтобы решить эту головоломку, надо сделать следующее:

  1. Внимательно выслушать задачу и задать вопросы, если вам необходимо больше информации, которую вам могут предоставить, а могут и нет. В вашем распоряжении будут калькулятор, ручка и бумага, доступа к источникам информации вроде Википедии у вас не будет.
  2. Определить, с чего вы начнете ваше рассуждение. В данном случае это будет население США – около 300 миллионов человек (приблизительная цифра будет приемлема, в действительности население США чуть более 320 миллионов человек).
  3. Разбить ваш ответ на последовательные шаги и озвучить их.

Итак, ответ на вопрос может выглядеть следующим образом. Если в США 300 миллионов человек, сколько квадратных футов пиццы они могут съесть?

Чтобы получить необходимую нам цифру, следует прикинуть, сколько людей из всего населения ест пиццу и как много они ее съедают. Для этого необходимо сделать несколько логических ходов. Скиллингз говорит о том, что необходимо объяснить, почему вы рассчитываете то, что вы рассчитываете.

Допустим, что пиццу ест 200 миллионов человек — это около двух третей всего населения. Ключевое слово здесь – «допустим», ведь точную цифру вы не сможете назвать, но сможете предположить, исходя из ваших наблюдений, что пиццу ест большая часть или приблизительно две третьих знакомых вам людей, которых, скажем, человек шестьдесят, и эта группа может считаться репрезентативной. Среднестатистический «пицеед», по вашим наблюдениям, поглощает пиццу дважды в месяц, съедая за раз два куска, то есть четыре куска ежемесячно. Средний кусок пиццы, вероятно, имеет основание около 6 дюймов и высоту около 10. Вычислив площадь этого треугольника, получим 30 квадратных дюймов — размер одного куска пиццы. Значит, в месяц один «пицеед» съедает 120 квадратных дюймов пиццы. Так как один квадратный фут равен 144 квадратным дюймам (12 раз по 12), предположим, что каждый, кто ест пиццу, съедает один квадратный фут пиццы в месяц (берем не 120 квадратных дюйма, а 144 – для простоты вычислений). «Пицеедов» всего 200 миллионов, значит в месяц потребляется 200 миллионов квадратных футов пиццы. Помножив этот результат на 12 месяцев, получим 2 400 000 000 квадратных футов пиццы в год.

«Единственный ли это способ решить подобную задачу?  Нет. Два миллиарда четыреста миллионов квадратных футов пиццы в год – это точная цифра? Кто знает… Возможно, нет. Но это хороший вариант ответа, поскольку он демонстрирует то, как вы думаете», — пишет Скиллингз.

Конечно, немногие компании используют подобные вопросы для отбора лучших сотрудников. Некоторые топы даже считают, что ответы не говорят совершенно ничего о потенциале кандидата. «Мы обнаружили, что вопросы-головоломки и – пустая трата времени. С их помощью невозможно прогнозировать успешность сотрудника. Единственная цель, которой они служат – это дать интервьюеру почувствовать, что он самый умный», — говорит Ласло Бок (Laszlo Bock), вице-президент Google по персоналу в интервью New York Times. Однако большие финансовые корпорации, консалтинговые компании и банки все еще верят в эффективность брэйн-тизеров (от англ. brain teaser – задачка на логику) и продолжают их активно применять при оценке и подборе сотрудников. Возможно, владеть техникой решения подобных задач будет полезно не только потенциальным кандидатам, в частности, на позицию аналитика, но и нашим рекрутерам, которым важно понимать, насколько хорошо испытуемый справился с задачей. Во всяком случае, этот инструмент может помочь проверить — за короткий промежуток времени на начальном этапе отбора — как человек мыслит.

А для тренировки навыка еще несколько вопросов.

А как бы вы ответили на эти вопросы?