ПЕРЕМЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

По просьбе наших читателей мы пишем сегодня о стрессе, его влиянии на эффективность труда и способах уменьшения его воздействия на организм.

«Толерантность к стрессу» (лат: tolero — переносить, выдерживать, терпеть; tolerantia — терпение, выносливость; англ.: stress — напряжение) становится в наши дни одним из наиболее ценных качеств сотрудника и во многих случаях чуть ли не основным требованием работодателя к кандидату при приеме на работу.

Если человек устойчив (толерантен) к стрессу, это значит, что он:

  • сохраняет свой стиль и темп работы, даже если приходится работать в условиях жестких временных сроков, в состоянии усталости или несогласия с тем, что необходимо сделать;
  • остается спокойным во фрустрирующих ситуациях – когда обстоятельства начинают складываться  не так, как хотелось бы или планировалось, и возникают серьезные препятствия для достижения поставленной цели;
  • не допускает ошибок даже при наличии нескольких приоритетных задач одновременно;
  • нацелен на сотрудничество и конструктивное взаимодействие, «находясь в оппозиции», то есть, когда большинство коллег принимают противоположную точку зрения, выражают несогласие;
  • остается невозмутимым, если политики или процедуры в компании быстро меняются;
  • хорошо работает в условиях сжатых сроков;
  • не подвержен воздействию обстоятельств личной жизни. Качество работы не  снижается даже в том случае, когда в личной жизни имеют место повседневные трудности и стрессы;
  • остается спокойным, имея дело с раздраженными клиентами, начальниками, подчиненными, коллегами и просто с посторонними людьми;
  • в  состоянии реагировать на потребности людей и оказывать им помощь и поддержку в чрезвычайных ситуациях, когда присутствует угроза собственной безопасности.

К сожалению, людей, умеющих держать удар стресса и обладающих качествами, описанными выше, становится все меньше. Об этом свидетельствует медицинская статистика, заявляющая о том, что стресс в 70% случаев является причиной обращения к врачу и в 85% случаев – «пусковым механизмом» серьезных заболеваний.

Стресс на рабочем месте влияет на многие функции организма, снижая производительность труда. Это приводит к серьезным экономическим потерям. В Великобритании, например, количество времени, потерянного в результате воздействия стресса составляет 13 миллионов  человеко-дней ежегодно.

ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА

  • нарушение концентрации внимания;
  • забывчивость;
  • снижение способности к обучению;
  • снижение темпа и качества выполняемой работы;
  • нехарактерные ошибки;
  • раздражительность и агрессивность;
  • самоизоляция, «уход в себя»;
  • эмоциональные взрывы;
  • нарушение сна;
  • переедание или, наоборот, потеря аппетита;
  • злоупотребление алкоголем или наркотическими препаратами.

БЫСТРЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ СТРЕССА

Современная реальность такова, что избежать стрессовых ситуаций нам просто невозможно. Поэтому единственное, что мы можем сделать – это сократить степень губительного воздействия стрессовых ситуаций на наш организм.

Если вы находитесь в стрессовой ситуации, первое, что вам необходимо сделать – это приостановить, хотя бы на короткое время, воздействие на вас стрессора — фактора, который является причиной психического или физиологического напряжения. Постоянно вырабатывая привычки, которые помогают вам отвлекаться и «вытаскивать» себя из стрессовой ситуации, вы создадите систему так называемого стресс-менеджмента.

Первый и самый важный шаг в построении системы стресс-менеджмента – научиться РАСПОЗНАВАТЬ стрессоры в течение рабочего дня и осознавать тот факт, что они воздействуют на ваш организм негативно. Как не странно, многие люди, находясь под воздействием стресса, даже не осознают этого и не признаются самим себе в том, что их самочувствие ухудшается. Представьте, что вам пришлось пообщаться с разъяренным клиентом, несправедливо вылившим на вас массу обвинений в некачественном сервисе, или по решению начальства сроки сдачи отчета, на которые вы рассчитывали, уменьшаются вдвое и от того, справитесь ли вы с задачей вовремя, зависит ваша дальнейшая карьера. Если вы начинаете испытывать в подобных ситуациях дискомфорт, ваше эмоциональное или физическое состояние начинает ухудшаться, скажите себе: «Это стресс».

После того, как стрессор идентифицирован, остановитесь. Продолжать работать в подобной ситуации вряд ли будет эффективно. Постарайтесь отвлечься от стрессовой ситуации, «вытащить» себя из нее, а также дать выход накопившимся негативным эмоциям. Помочь вам в этом могут совсем простые приемы.

Прием 1. Юмор и смех.

Юмор эффективен при снятии напряжения от стресса, прежде всего потому, что смех способствует выделению эндорфина – химического вещества, которое вырабатывается в нейронах головного мозга и обладает способностью уменьшать боль и улучшать наше эмоциональное состояние. Кроме того, юмор заставляет ваш мозг работать по-другому, отвлеченно от стрессовой ситуации. Как только вы начнете улыбаться и хихикать, стресс начнет рассеиваться. Существует множество сайтов, предлагающих различные «стресс-релизоры» (от англ. Stress – стресс, release – освобождаться), смешные истории и забавные видеоролики.

Прием 2. Быстрая ходьба  и разговор с самим собой.

Смените «среду обитания». Покиньте помещение, в котором вы работаете, и устройте себе небольшую прогулку, обязательно в быстром темпе. Цветы, деревья, снег или дождь, звуки, краски и запахи улицы стимулируют ваши органы чувств и вызывают новые ощущения, отличные от тех, которые вы испытываете, находясь в офисном помещении. Покидая офис, скажите вслух «(ваше имя) покидает офис». Когда вы окажетесь на улице, скажите «(ваше имя) покинул офис». Можете продолжить борьбу со стрессом, немного пробежавшись в парке (если, конечно, вам повезло с расположением офиса) или подпрыгнув как можно выше несколько раз. Словом, сделайте что-то энергичное, активизирующее ваше тело. Вы можете погладить собаку, «футбольнуть» мяч, которым играют дети, и вообще сделать что-то легкомысленное, что вас развеселит. При этом вы также можете говорить себе: «(ваше имя) высоко подпрыгивает /гладит собаку/бьет ногой по мячу…» Это, естественно, выглядит глупо, но именно глупость «уводит» ваши тело и ум от воздействия стрессовой ситуации. Делая что-то несерьезное и физически заряженное, вы как будто меняете свое мироощущение и состояние ума, и мир начинает для вас открываться по-новому.

Прием 3. Насыщение жидкостью.

Пойдите и налейте себе большой стакан воды. Именно воды, а не кофе, энергетического напитка, колы или даже фруктового сока. Если жидкости в нашем организме недостаточно, мы становимся более уязвимыми для стресса. Все наши органы, включая мозг, нуждаются в достаточном количестве воды, чтобы функционировать нормально. В офисах обычно сухой воздух, что повышает вероятность обезвоживания организма. Большинству людей необходимо выпивать в день от 4 до 8 стаканов воды. Вы будете пить больше, если на вашем столе будет постоянно стоять бутылка с минеральной водой. Человеку свойственно пить воду, если она стоит прямо перед ним.

Прием 4. Чашка чая.

Заварите ароматный листовой чай, лучше зеленый, в прозрачном чайнике, так, чтобы были видны все ингредиенты. Добавьте в чай кусочки фруктов, апельсиновую цедру, свежую мяту, имбирь и мед. Заваривая чай, вдыхайте ароматы, наблюдайте за тем, как раскрываются чайные листья, и освобождайте голову от беспокоящих вас проблем хотя бы минут на пять. Концентрируйтесь на приятных ощущениях. Это своего рода медитация, включающая в работу ощущения и чувства, которые в процессе работы обычно не задействованы.
Большая часть работы, которую мы выполняем, требует от нас, как правило, «включения» левого полушария, отвечающего за обработку информации и аналитические операции. Правое полушарие, отвечающее за эмоции и чувства, в процессе нашей повседневной  деятельности на рабочем месте остается обычно  «выключенным». Активизируя правое полушарие, мы восстанавливаем баланс организма, способствуя тем самым разрядке и отдыху.

Прием 5. Плач.

О физиологии плача известно не слишком много, но специалисты считают, что хорошая порция слез является мощным средством борьбы со стрессом и помогает человеку избавиться от напряжения.
Как и где дать свободу этому естественному человеческому импульсу, вам, конечно, решать самим. Заседание совета директоров  не будет самым подходящим для этого местом. Но, уединившись, вы можете совершенно спокойно дать волю слезам, если такая потребность возникнет.

И ЕЩЕ

  • Если вы находитесь под воздействием стресса, вам необходимо, прежде всего «отстраниться» от стрессовой ситуации и беспристрастно посмотреть на все ее составляющие как бы со стороны.
  • Подумайте серьезно и обсудите с людьми, которым вы доверяете, причину вашего стресса. Делитесь вашими переживаниями, говорите о них с кем-нибудь. Изоляция и желание справиться с проблемой самостоятельно лишь ухудшит ситуацию. Одиночество – союзник стресса.
  • Попытайтесь понять тип стрессора, который на вас воздействует, и способы его нейтрализации. Понимание того, с чем вы имеете дело, сделает вашу стратегию борьбы со стрессом более эффективной.
  • Следите за диетой. Витамины группы Б и наличие магния в ваших продуктах питания, равно как и других витаминов и минералов, будет хорошим подспорьем для организма в борьбе со стрессом.
  • Сократите употребление токсических веществ, таких, как табак и алкоголь. Они приносят лишь временное облегчение, но нарушают баланс, являясь дополнительными источниками стресса.
  • Делайте физические упражнения. Они «убивают» стресс, способствуя повышению в организме уровня серотонина, так называемого «гормона счастья», отвечающего за наше хорошее настроение.
  • Не пытайтесь контролировать вещи, которые находятся вне зоны вашего контроля. Примите ситуацию и постарайтесь адаптироваться к ней, насколько это возможно.
  • Повышайте эмоциональную грамотность – знание своих собственных эмоциональных состояний и чувств. Распознавая, какое именно чувство вы переживаете в данный момент – обиду, злость, гнев или вину – вы сможете с ним справиться и трансформировать его в конструктивное действие.
  • Изучайте и используйте техники релаксации – йогу, медитацию, самовнушение, массаж, дыхательные упражнения на свежем воздухе.
  • Минимизируйте стресс, связанный  с непрерывным сидением за компьютером, а также с неудобной организацией рабочего места. Если ваша поза за рабочим столом некомфортна, если вам приходится слишком долго сидеть в одном и том же положении изо дня в день, то вы подвергаетесь опасности заполучить заболевание, которое называется RSI (Repetitive Strain Injury). Это травма опорно-двигательного аппарата и нервной системы, связанная с необходимостью работать в одной и той же позе, выполняя один и тот же набор движений на протяжении большей части рабочего дня. Чтобы избежать этого неприятного заболевания, постарайтесь делать перерывы и небольшие разминки.

Надеемся, что наши советы позволят вам лучше справляться со стрессом и получать от работы больше удовольствия.