Платиновая молодежь: эффективный поиск, приводящий к успеху

Новогодние и рождественские праздники позади и мы вливаемся в будни наступившего года, постепенно набирая темп и энергию для осуществления будущих достижений. В этой своеобразной точке перехода еще раз хочется обернуться назад, чтобы посмотреть не столько на глобальный результат, сколько на ростки того, что было посеяно в году минувшем.

Ушедший год ознаменовался для нашей компании рождением нового проекта по отбору талантливых выпускников вузов для работы в компаниях, заинтересованных в привлечении молодежи, имеющей большой потенциал.

Особенность данного проекта состоит в том, что он кардинально отличается от привычных методов отбора выпускников. Ведь традиционно украинские компании работают с вузами, выявляя на различных этапах учебного процесса хорошо успевающих и активно участвующих в общественной жизни студентов. Считается, что именно эта группа молодежи может стать для компании в дальнейшем эффективным человеческим ресурсом. Однако и научные исследования, и практический опыт многих компаний показывают, что люди, демонстрирующие высокие академические результаты в школе и высшем учебном заведении, далеко не всегда оказываются результативными сотрудниками.

Причин тому множество, но можно выделить главную, которая в большинстве случаев приводит к разочарованию, как выпускника, так и его работодателя – несоответствие личности человека выбранной профессии.

В ведущих европейских и американских компаниях уже десятки лет существует система профессионального отбора, в которой учитывается, в первую очередь, комбинация природных качеств человека, личностных и интеллектуальных, делающая его более эффективным в одних профессиях и менее эффективным в других.

В конечном счете, нашу успешность в профессии определяет не столько количество и качество полученных знаний, сколько интерес и способности к работе.

К большому сожалению, выбор профессии и ВУЗа подавляющее большинство наших школьников делает неосознанно, под влиянием родителей и по принципу нужности профессии «сегодня и сейчас». При этом ни взрослыми, влияющими на профессиональный выбор будущего студента, ни самим школьником не ставятся во главу угла его  личные профессиональные интересы, редко принимается во внимание его природная предрасположенность к профессии, способности, и ограничения, не учитываются факторы, которые приводят людей к успехув той или иной профессии. Система нашего высшего образования на эти факторы также не обращает внимания, считая наиболее важным для студента талантом умение учиться, приобретать знания, большая часть которых абсолютно бесполезна для будущей деятельности. А вот прикладных, практических вещей (за исключением производственной практики, которая носит формальный характер), дающих возможность «окунуться» в будущую профессию, наши вузы, к сожалению не дают. И получается, что проучившись не менее четырех лет, наша молодежь выходит с полным непониманием того, чем ей придется заниматься большую часть продуктивной жизни. Дальше – как повезет. Кто-то приживется в выбранной профессии, но большинство, скорее всего, будет сожалеть о своем профессиональном выборе и станет либо малоэффективным сотрудником, либо клиентом столь распространенной сегодня системы второго высшего образования.

Что это значит для компаний, ведущих подбор выпускников? Прежде всего, потерю таких ценных ресурсов, как время и деньги. Ведь создать систему наставничества и обучить выпускника – довольно сложная задача. Именно поэтому, наверное, многие отечественные компании и слышать не хотят о том, чтобы пригласить на работу сотрудника без опыта.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что студенческая молодежь – это самая активная часть нашего общества, несущая в себе огромный потенциал для работодателя. У молодых ребят горят глаза, отсутствуют стереотипы, они с надеждой смотрят в будущее, им многое хочется получить от этой жизни и поэтому их можно мотивировать, обучать и направлять их энергию в нужное для компании русло. Не случайно многие всемирно известные компании делают большую ставку именно на выпускников, создавая надежные системы отбора, наставничества и «выращивания» талантов.

В ответ на сегодняшние потребности наших клиентов, мы и создали проект с названием PATH · FINDER, который помогает выявить наиболее подходящую для определенных видов профессиональной деятельности молодежь.

Проект включает в себя процедуру тестирования личности и интеллектуальных способностей студентов четвертых и пятых курсов, а также двухдневный обучающий тренинг, в котором используется набор методов, позволяющих раскрыть каждого из участников с точки зрения лидерских качеств, командного взаимодействия, креативности, умения вести дискуссию, делать презентации, достигать результата. Поскольку тренинг проходит в малых группах по 10 человек в непринужденной обучающей форме, мы на протяжении двух дней видим и слышим каждого, и это позволяет нам, как профессиональным психологам, делать определенные заключения о личностных и интеллектуальных особенностях слушателей.

В результате мы получаем довольно полное представление о каждом участнике и можем его сравнивать с остальными по заранее оговоренным с компанией-заказчиком критериям. А компания-заказчик получает не «кота в мешке», пусть и с красным дипломом, а вполне понятного и прогнозируемого сотрудника, в обучение которого стоит инвестировать ресурсы.

Согласно нашему первому опыту, из 10 студентов, претендующих на вакантную позицию компании-заказчика  можно отобрать 1 человека, который с большой степенью вероятности будет соответствовать занимаемой им в будущем должности. Под «большой степенью вероятности» подразумевается то, что студент в целом подходит для вакантной позиции, но  по тем или иным причинам может «не прижиться» в корпоративной среде компании-заказчика или не справится эффективно со всеми задачами, которые ему придется выполнять на рабочем месте. А если говорить об максимально точном соответствии требований должности, на которую производится отбор по личностным особенностям и интеллектуальным способностям студента-кандидата, то это 1 к 30. То есть из 30 человек, скорее всего, только один будет максимально пригоден для выполняемой работы и быстрой адаптации к компании.

Таким образом, мы выполняем большую и важную работу по отбору той категории человеческого ресурса, который очень перспективен для работодателя, и делаем это при помощи методов, которые отличаются от стандартных методов рекрутинга специалистов с опытом работы.