Портреты достойных

На долю менеджеров в современных реалиях бизнеса выпадает большое количество ответственности и стресса. От них ожидают результатов независимо от того, складывается ситуация в их пользу или нет. Они должны решать проблемы, возникающие постоянно в самых неожиданных местах и в самое неподходящее время. По большому счету, в этом и состоит работа менеджера.

Но в нашей стране в число раздражающих факторов добавляются специфика государственной политики (в частности, постоянные изменения нормативной базы), ограничения бюджета, дефицит кадров, отсутствие доступа к инвестиционным икредитным средствам, а также к иным ресурсам. Все это держит современных директоров в состоянии постоянного напряжения. Не все управленцы в этих непростых условиях проявляют себя наилучшим образом, но есть, все же, те, кому испытания сегодняшнего дня по плечу, кто достойно справляется с самыми сложными задачами, способствуя росту иразвитию своих компаний. Назовем их талантливыми менеджерами или, если угодно,эффективными лидерами (хотя по поводу различий между менеджментом и лидерством сломано немало копий).

Вот их основные личностные черты:

  • Эмоциональная устойчивость. Эффективные лидеры должны быть толерантны или устойчивы к разочарованиям и стрессам, уметь, как говорят спортсмены, держать удар. А для этого нужно обладать хорошей адаптивностью и быть психологически зрелым человеком. На Западе в некоторых компаниях даже предпочитают нанять менеджера, пережившего хотя бы одно крупное падение или неудачу (банкротство компании, например). Для человека с подобным опытом новый удар судьбы уже будет чем-то более-менее знакомым, а значит, стресс не станет слишком сильным.
  • Доминирование. Лидеры зачастую конкурентны, решительны, обычно им нравится преодолевать препятствия. Они настойчивы как в своих мыслях, так и в действиях по отношению к другим людям.
  • Энтузиазм. Лидеры, как правило, проявляют себя как людей активных, экспрессивных и энергичных. Довольно часто они настроены исключительно оптимистично, любят перемены и склонны к риску. В целом они весьма живые, легки на подъем и ведут себя свободно и раскованно, заражая своим энтузиазмом и оптимизмом подчиненных, партнеров и контрагентов.
  • Чувство долга. В лидерах часто доминирует чувство долга и, как правило, у них очень требовательный характер. Они обычно имеют весьма высокий уровень мастерства и внутреннее желание сделать лучшее из возможного. Того же они требуют от подчиненных (что, к слову, может стать источником напряженности в компании). У них также есть потребность в порядке и дисциплине.
  • Социальная смелость. Лидеры любят брать на себя риски. Как правило, они социально агрессивны, смело идут на контакт и не принимают многие вещи близко к сердцу,то есть обладают высокой эмоциональной выносливостью. При этом лучшие из них еще и отзывчивы.
  • Прагматизм. Хорошие лидеры практичны и логичны. У них, как правило, нет сильных сентиментальных привязанностей (что отчасти связано с эмоциональной выносливостью), они довольно хорошо переносят критику. Как правило, их не смущают трудности и в целом они всегда к ним готовы.
  • Уверенность в себе. Уверенность в себе и умение спокойно и оптимистично реагировать на отказ – общие для всех лидеров черты. Отказ для них – не трагедия, они четко отделяют себя лично от своего дела, поэтому редко испытывают чувство вины. Поэтому же они практически не имеют потребности в одобрении, зато не боятся совершить ошибку.
  • Предусмотрительность. Лидеры довольно избирательны в выборе социальных контактов и тщательно контролируют свои связи. В целом, они очень заботятся о защите своей целостности и репутации, и поэтому, как правило, социально осведомлены и внимательны по отношению к другим людям. Они наделены даром прогнозировать будущее и очень внимательно относятся к каждому своему решению и действию.

Помимо этих основных черт, лидеры сегодня должны также обладать свойствами, которые помогут им мотивировать других и вести их за собой. Лидеры будущего должны уметь предвидеть и убеждать других, что их видение достойно того, чтобы ему следовать. Для этого они должны обладать следующими личностными чертами:

  • Высокая энергия. Многочасовая работа и командировки – обязательные условия для руководящих должностей, особенно когда компания находится в стадии динамичного роста. Необходимость быть постоянно в активном боевом настроении и оставаться сосредоточенным и сфокусированным – то, с чем регулярно приходится сталкиваться современному лидеру.
  • Интуитивность. Быстрые изменения в современном мире в сочетании с информационной перегрузкой приводят к невозможности «знать и просчитывать» все. Другими словами, линейное мышление и логика не поможет во многих ситуациях. На самом деле, все больше и больше руководителей учатся использовать свою интуицию и доверять не логике, а внутренним ощущениям. Заметим, многие исследователи трактуют интуицию как обобщенный, но неосознанный опыт, то есть следует доверять интуиции лишь в тех сферах, в которых человек компетентен (интуиция футболиста полезна на футбольном поле, но не в финансах – и наоборот).
  • Зрелость. Для хорошего лидера личная власть и признание должны стать вторичными, а на первый план должна выйти потребность в развитии своих сотрудников. Иными словами, зрелость основана на признании того, что больше может быть достигнуто за счет роста и наделения властью других людей, а не за счет повелевания ими.
  • Ориентация на командную работу. Бизнес-лидеры сегодня делают сильный акцент на командной работе. Вместо поощрения отношений «взрослый – ребенок» при взаимодействии с подчиненными руководители должны формировать схему «взрослый – взрослый», обеспечивающую персональную ответственность каждого за свой участок работы и высокую сплоченность команды.
  • Эмпатия. Умение поставить себя на место другого человека, «вчувствоваться» в него является ключевой особенностью сегодняшних лидеров. Без сопереживания вы не можете установить доверительные отношения. А без доверия никогда не будете иметь возможность получить лучшее от ваших сотрудников.
  • Харизма. Лидеры, которые обладают харизмой, способны вызывать сильные эмоции у своих сотрудников, увлечь их своей идей и своим видением будущего. Используя это видение (визию), руководители могут замотивировать сотрудников на достижение будущей цели, привязывая ее к личным достижениям и личным ценностям каждого.