Привычки против карьеры

Когда мы достигаем определенного уровня успеха в профессиональной деятельности, нам, как правило, уже не грозят неудачи, связанные с недостатком навыков, умений, интеллектуальных способностей – многое уже наработано, проявлено, натренировано.

Но это не значит, что дальше все пойдет, как по накатанному: помехой в продвижении по карьерной лестнице часто становятся вредные привычки или, если угодно, слабые места в позиции лидера.

Бизнес-коуч Маршал Голдсмит (http://www.marshallgoldsmithlibrary.com) выделил 19 наиболее часто встречающихся ошибок в поведении, мешающих топ-менеджерам строить успешную управленческую карьеру:

1. Гипертрофированная потребность побеждать. Стремление одержать победу в любой ситуации независимо от того, насколько эта ситуация и победа в ней важны в данный момент. Главное, чтобы было по-моему.

2. Непреодолимое желание демонстрировать свою значимость и вставлять в любой дискуссии свои «пять копеек».

3. Уверенность в том, что мы имеем право судить других. Привычка давать оценки поведению других, «меряя их по своей линейке» и подгоняя всех под свои стандарты.

4. Привычка отпускать разрушительные комментарии. Стремление проявлять свое остроумие часто приводит к ненужному сарказму и резким замечаниям в адрес других.

5. «Но», «нет», «возможно» – любимые слова, с которых некоторые топы обычно начинают предложение, когда их о чем-то просят или что-то предлагают. Тем самым они дают понять: «прав я, а ты – нет».

6. «Посмотрите, как я умен!». Желание продемонстрировать всему миру, что они гораздо умнее, чем может показаться.

7. Привычка говорить агрессивно, используя вспыльчивость в качестве инструмента управления.

8. Негативизм. Привычка делиться негативными мыслями тогда, когда вас никто об этом не просит.

9. Сокрытие информации. Стремление сохранять монополию на информацию, которая могла бы стать достоянием многих с тем, чтобы удерживать преимущество над другими.

10. Неумение признавать заслуги других, вознаграждая их или высказывая слова похвалы.

11. Притязание на особое признание своих достижений. Переоценка степени своего вклада в успех любого дела.

12. Самооправдание. Привычка представлять собственное некорректное поведение как особенность своей личности, от которой никуда уже не деться в надежде, что люди простят за эту слабость.

13. Фаворитизм. Нежелание признавать несправедливость своего поведения по отношению к некоторым людям.

14. Неумение раскаиваться. Нежелание брать ответственность за свои поступки, признавать свои ошибки или осознавать, как собственные действия влияют на других людей.

15. Неумение слушать, что является, по сути, проявлением агрессии в пассивной форме, которое воспринимается другими людьми как высшая степень неуважения.

16. Неумение выражать благодарность, что свидетельствует не только о невоспитанности, но и несправедливости по отношению к человеку.

17. Наказание «вестового». Привычка наказывать невиновных, приносящих плохие новости или сообщающих неприятную информацию, не думая о том, что, возможно, эти люди просто хотят нас защитить.

18. Перекладывание ответственности и обвинение всех вокруг, кроме самих себя.

19. Гипертрофированное «Я». Желание преподнести свои ошибки как достижения, только потому, что они демонстрируют то, кем мы являемся.

Тема, поднятая американским гуру, весьма важна и достойна обсуждения, правда, некоторые пункты требуют углубленных комментариев.

Многие неприятности, случающиеся с топ-менеджерами в процессе построения карьеры, проистекают из их гипертрофированного «Я». И, несмотря на то, что эта дурная привычка поставлена Голдсмитом на последнее место в списке, именно из этого пункта проистекают все остальные восемнадцать.

Сосредоточенность на «себе, любимом» может помочь до определенного момента в построении карьеры, не дать сбить себя с пути. Но со временем пресловутая «вера в себя и собственные силы» порождает, например, гипертрофированную потребность побеждать (пункт 1). Желание «чтоб было по-моему» заслоняет реальную целесообразность поступков, зато тешит самолюбие босса. На выходе получаем пресловутое «я начальник – ты дурак». Отсюда же проистекает непреодолимое желание демонстрировать свою значимость (пункт 2), стремление демонстрировать окружающим свое интеллектуальное превосходство (пункт 6) или наделение себя правом судить других, причем по своим стандартам, «мерить по своей линейке» (пункт 3).

Отдельного рассмотрения заслуживают следующие плохие привычки: неумение признавать заслуги других (пункт 10), притязание на особое признание своих достижений (пункт 11), стремление винить в неудачах окружающих при нежелании взять ответственность на себя (пункт 18), а также желание наказывать «гонца, принесшего дурную весть» (пункт 17). Генезис у всех этих «минусов», безусловно, тот же – гипертрофированное «Я», чувство собственной исключительности и раздутая потребность властвовать над другими. Однако, не стоит забывать о том, что подобное отношение к коллегам, по меньшей мере, неосмотрительно, ведь в ближайшем окружении современного топ-менеджера пребывают, как правило, люди образованные, интеллектуально продвинутые. Уважения среди них подобными примитивными манерами добиться трудно.

Зато его можно получить, признавая свои ошибки, отдавая должное заслугам других, выражая заслуженную благодарность или даже просто выслушивая другого человека. Неумение делать все перечисленное тоже входит в перечень Голдсмита под разными номерами.

Интересен и противоречив пункт 9 – сокрытие информации. Безусловно, ни один топ (да и ни один человек в здравом уме) не станет делиться с окружающими всеми доступными сведениями, например, служебной и коммерческой тайной. Но есть информация, которую подчиненным надо знать для того, чтобы эффективнее работать, однако топ-менеджер предпочитает этой информацией не делиться, чтобы подчеркнуть свою значимость, осведомленность и незаменимость… В итоге проигрывает дело, бизнес-процессы идут со скрипом и с ошибками.

Что же дальше? Что делать, если вы обнаружили, что некоторые из перечисленных способов поведения не чужды порой и вам? Все просто. Ведь это дурные привычки, как курение или употребление слов-паразитов. Признайте, что привычка существует, и это будет первым и самым важным шагом на пути к избавлению от нее.