Пять соблазнов для босса

Выполняя проект по поиску генерального директора по Украине в международную компанию, услышала от одного из потенциальных кандидатов (тоже генерального директора): «Предложение интересно, так как я уже 5 лет в корпорации «Т», дела здесь не очень. Мне пора делать следующую ступеньку в карьере, а обсуждаемая с вами должность и компания смогут повысить мою репутационную привлекательность».

И ни слова про такие чувства (понятия), как сопричастность к бизнесу, сегодняшнему или завтрашнему… И как-то сразу стало в нем меньше от лидера, он вообще стал меньше ростом… Да и ценность его как кандидата на замещение обсуждаемой вакансии в моих глазах снизилась…

А еще – мне вспомнилась замечательная и очень полезная книга «Пять искушений руководителя», написанная в виде захватывающей истории Патриком Ленсиони. Основная идея: когда дела в компании идут «не очень», руководитель может винить только себя.

Вообще, мир устроен так, что преодолеть соблазн трудно… Хоть в бизнесе, хоть в гостях, когда предлагают шоколадный торт J. Но от кусочка торта отказаться все же легче, чем от шагов, помогающих, как на первый взгляд кажется, быстро продвинуться по карьерной лестнице или закрепиться на уже «завоеванных» ступенях. Поэтому топ-менеджеру приходится, пожалуй, чаще других преодолевать искушения и бороться с соблазнами. Ленсиони же описывает пять типов искушений (соблазнов), подстерегающих управленцев.

Искушение 1.

Поставить свою карьеру выше результатов компании

Неудачные руководители фокусируются на сохранении собственного статуса в компании, а не на достижении ею высоких показателей и не на результатах ее самой. Они больше заинтересованы в развитии собственной карьеры. И даже, когда компания терпит крах, такие CEO говорят о своей отличной работе. Успех для них выражается не в показателях компании, а в скорости продвижения по карьерной лестнице и в признании.

По-настоящему успешные руководители критерием собственного успеха считают успех компании, которой руководят. Меньше всего они думают о признании, но больше всего его получают.

Совет генеральному директору. Рассматривайте результаты компании как единственное надежное мерило личного успеха – или бросайте работу. Будущее фирмы, которой вы руководите, слишком важно для клиентов, служащих и акционеров, чтобы рисковать им ради амбиций.

Искушение 2.

Искать симпатий, не требовать ответственности

Неуспешные руководители не требуют от прямых подчиненных ответственности за взятые на себя обязательства по достижению результатов. Скорее всего, это связано с желанием быть популярным, «дружить» с подчиненными, окружая себя (иногда неосознанно) кругом любимчиков. По факту эти «любимчики» приходят последними к результату, не являясь настоящей опорой руководителю.

Совет генеральному директору. Сохраняйте дистанцию и стремитесь вызывать у непосредственных подчиненных уважение, а не симпатию. Они ведь не группа поддержки, а ответственные работники, которые должны выполнять свои обязанности, чтобы компания достигла запланированных результатов. И помните – если они с этими обязанностями не справятся, то хорошие личные отношения не помогут ни вам, ни компании.

Искушение 3.

Ждать определенности, жертвуя оперативностью

Для неудачного руководителя точность и педантичность важнее, чем принятие решения в условиях недостатка информации (вообще говоря, дефицит последней – обычное состояние для любого управленца). Поэтому такой босс месяцами скрупулезно анализирует все детали, тончайшие нюансы принимаемых решений, боясь ошибиться. В это время компания парализована и живет в состоянии неопределенности. Если в организации и есть человек, который не может позволить себе вдаваться во все детали, то это генеральный директор.

Совет генеральному директору. Четкие указания лучше правильных. Помните, что единственный способ научить чему-то своих подчиненных – это решительно действовать, а не откладывать принятие решений в бесконечном ожидании более точной информации. Даже если решения после получения дополнительных данных окажутся ошибочными, вполне может оказаться, что в этом нет ничего страшного. Измените планы и объясните подчиненным для чего это надо. Ваша должность предполагает право на ошибку и риск. Лично для вас ошибка будет лишь ударом по самолюбию. Для компании же ваша боязнь риска может обернуться угрозой самому факту ее существования.

P.S. Тут, правда, можно возразить Патрику Ленсиони. Ошибка босса может погубить компанию. Поход Наполеона на Москву был ошибкой, которая означала не только удар по самолюбию императора, но и потерю армии. Хотя, конечно, далеко не каждое решение, принимаемое руководителем, носит столь глобальный и даже судьбоносный характер.

Искушение 4.

Искать согласия, бояться конструктивного конфликта

Неудачный руководитель считает, что поддержание атмосферы гармонии, при которой все со всеми соглашаются – в интересах организации. Когда подчиненные на совещании затрагивают «опасную» тему, руководитель, боясь всплеска страстей, действует как заправский миротворец. Подчиненные быстро понимают, что шефу нравится, когда все тихо и спокойно. И принимают такие правила. Такая «гармония» ограничивает конструктивный конфликт и страстный обмен идеями.

Совет генеральному директору. Относитесь терпимо к расхождениям во мнениях. Пусть ваши подчиненные не боятся отстаивать свою точку зрения и демонстрировать эмоции. Бурные собрания – хороший признак, говорящий о неравнодушии работников. Единственное, чего ни в коем случае нельзя допускать, – это грубости и личных оскорблений.

Искушение 5.

Сохранять неуязвимость, не доверять подчиненным

Неудачный руководитель стремится, и всем своим видом это показывает, быть безупречным и неуязвимым в глазах подчиненных. Ведь нужно быть достаточно сильным, чтобы решиться продемонстрировать команде свои слабости и несовершенства. Выдающиеся руководители, признавая ошибки, ни в малейшей степени не теряют лица, потому что знают себе цену, признают свои заслуги и единственным мерилом успеха считают достижения компании, а не собственную безупречность.

Совет генеральному директору. Активно привлекайте подчиненных к обсуждению, рассмотрению и даже критике ваших идей. Доверьте им свою репутацию и свое эго – самое дорогое из того, что вы можете им доверить. Они ответят уважением и искренностью; кроме того, своим примером вы научите их доверять своим коллегам.