Пять в одном:

в современном офисе вынуждены уживаться представители пяти поколений

Один из руководителей HR-департамента Master Card признается, что он не противник информационных технологий, но необходимость общаться в социальных сетях не делает его счастливым. В свои пятьдесят не один он понимает, что ему необходимо многому научиться. Именно для такой категории сотрудников компания Master Card разработала программы наставничества, в которых молодые сотрудники, выросшие в эру интернета, учат своих более зрелых коллег, как обращаться с Twitter и LinkediIn. К руководителю HR департамента приставили наставника, которому двадцать четыре года. Сотрудничество оказалось успешным для обеих сторон.

Этот случай приводит на страницах Harvard Business Reiew Ребекка Найт (Rebecca Knight) в статье « Руководство коллективом, состоящим из пяти поколений» (Managing People from 5 Generations). С увеличением возраста выхода на пенсию во многих странах впервые за всю историю четыре, а иногда пять поколений могут работать в одном офисе. И для организаций это может стать проблемой. Стиль работы, принципы трудовой этики, подходы к управлению у тех, кому хорошо за пятьдесят, отличаются от тех, кто только перешагнул тридцатилетний рубеж и тем более у двадцатилетних.

О поколениях.

Поколением считается группа людей, которую на неком промежутке во времени формировали определенные исторические события, система образования, принципы семейного воспитания, музыка и т. д. Сейчас поколений на рынке труда пять. Заметим, классификация эта американская, к нашим условиям приложима с оговорками (например, не стоит говорить о бэби-буме в СССР после Второй Мировой войны). Тем не менее, чем ближе к нашему времени, тем точнее западные методики описывают поколения, выросшие и в нашей стране. (Оговорим, что все эти разделения нестроги и не закреплены наукой – возможны разные трактовки и позиции: поскольку мы являемся свидетелями переходных процессов, то можем лишь предполагать, что сейчас вырисовывается вот такая преемственность поколений.)

Поколение Годы Краткая характеристика
Молчаливое поколение или поколение войны 1928 – 1945 Составляет очень маленький процент. Люди стойкие, сдержанные, способные к самоограничению, дорожащие работой, умеющие быть преданными.
Бэби-бумеры 1946 – 1964 Они конкурентоспособны во всем, чем занимаются. Трудоголики. Для них очень важна рабочая этика. Определяют свою жизнь и себя через то, что они делают. Ценят иерархию, уважают авторитеты, проявляют высокую лояльность к работодателю.
Поколение X 1965 – 1979 Изучены гораздо меньше, чем бэби-бумеры и миллениалы. Были свидетелями бурных социальных и экономических потрясений, инициаторами культурной и технологической революций ХХ столетия. Научились быть самостоятельными, осторожными и гибкими. Это поколение выработало способность быть устойчивыми в постоянно меняющейся среде обитания и отличается высоким уровнем предпринимательских способностей.
Поколение Y, или миллениалы 1980 – 1994 Поколение становится самым многочисленным игроком на рынке труда, перегнав бэби-бумеров. Дети цифровых технологий, они хотят получать информацию быстро и общаются при помощи текстовых сообщений, что может стать источником конфликтов с более старшими поколениями, делавшими ставку на личные отношения. Привыкли к поощрениям, нуждаются в том, чтобы их руководители постоянно давали им знать, что они делают не так. Это поколение – самое образованное из всех предыдущих и ищет работу со смыслом, не боясь ее менять. Они любопытны больше, чем другие поколения, и способны принимать интуитивные решения.
Поколение  Z с 1995 Мало изучено. По предварительным данным, Z в большей степени нацелено на возможность что-то изменить к лучшему в мире, чем на построение карьеры. Стремится к не столько к получению теоретических знаний, сколько к практическим навыкам.

Разновозрастная организационная среда. Как выжить?

Главное — нормально жить и работать, выбирая самых приятных и адекватных себе в команду, что является универсальным правилом для всех. Тем не менее, поведенческие особенности поколений придется учитывать.

Бэби-бумеры.

Им придется приспосабливаться к поколению Y, не осуждать, быть не столь требовательными. Бэби-бумеры должны будут научиться с готовностью переносить перемены. В ближайшие пятнадцать-двадцать лет это поколение все еще будет оставаться на рынке труда и сможет делиться с молодыми своим опытом и знаниями. Делать это им будет непросто, ведь у бэби-бумеров очень слабо выражена группа качеств под названием «альтруизм», а у «игреков» сильно развита амбициозность.

Поколение X.

Согласно данным, опубликованным компанией Ernst&Young, в 2013 году, поколение X как никакое другое хорошо владеет коммуникативными навыками и умеет создавать команды. Это поколение будет выполнять в организации роль дипломата: находясь между бэби-бумерами и «игреками», оно научилось разговаривать на языке обоих.

X, скорее всего, не станет в организациях генератором изменений. Им будет, вероятно, поколение Y, а потом, возможно и Z. Но именно «иксы» могут создавать в компаниях среду, свободную от ограничений и способствующую инновациям.

Организации нуждаются в традиционном лидерстве, без которого сложно конкурировать и справляться с переменами, и «иксы», которым в ближайшие десятилетия уготованы основные места в советах директоров, призваны быть главными носителями этих качеств.

Поколение Y.

По поводу этого поколения существует много стереотипов. Говорят, что «игреки» нетерпеливы и считают, что им все должно достаться на блюдечке с золотой каемочкой. Но данные свидетельствуют о том, что это амбициозное поколение готово трудиться над сложными задачами. Личностные черты «игреков» сейчас сильно влияют на мир труда. Слыша с ранних лет о том, что они должны всегда и во всем побеждать, они привыкли соревноваться и получать вознаграждения. На рабочем месте они хотят быстрых повышений и увеличения заработной платы, и этой особенностью организациям необходимо научиться управлять.

Несмотря на то, что «игреки» не сильны в традиционном лидерстве, им все же стоит показать на практике преимущество таких качеств, как умение мотивировать и убеждать. Надо дать шанс игрекам выработать эти качества.

Поколение Z.

Стремятся на рабочем месте делать то, что нравится. Работа – это хобби. Они самостоятельны и деятельны. Больше сосредоточены на самих себе. Технологии у них в крови, они обращаются с ними уже совсем на другом уровне, чем даже Y, их называют Digital Native. В цифровом мире они «сами местные».  Однако многое прояснит время.  Как говорил Мао Дзэдун: «Рано делать выводы».

Они не соперничают друг с другом, а помогают.

Разные поколения в одной команде. Что это значит для организаций

  • Организациям необходимо знать личностные особенности каждого своего сотрудника. Только понимая людей, можно ими управлять.
  • Каждая личность уникальна, но существуют закономерности внутри различных возрастных групп, которые необходимо учитывать.
  • Необходимо понимать, какими чертами должен обладать в вашей организации лидер, задача которого — слышать и объединять представителей разных возрастных групп.
  • Важно осознавать, будет ли ваш сегодняшний лидер подходящим для завтрашнего дня. Последнее десятилетие показало, что в условиях экономического кризиса эффективен консервативный лидер, умеющий сократить затраты и провести организацию через шторма и бури неспокойных времен. Сегодня практически невозможно разрабатывать долгосрочные бизнес-стратегии, бизнесу приходится работать в условиях стремительных перемен и постоянной неопределенности,  Чтобы выжить в условиях конкуренции, понадобится другой лидер — с умением быстро реагировать на частые изменения, с нестандартным мышлением, способный к инновациям, смелый и не боящийся нарушить статус-кво.

P.S. Как говорит моя племянница, принадлежащая к поколению Z, «наша жизнь уже никогда не будет прежней» 🙂