Сам себе учитель

Недавно на одном из форумов наткнулась на следующий диалог, произошедший на школьном родительском собрании.

— А как вы заставили своего ребенка любить чтение?

— Да не заставляли мы его. Просто у нас в доме все читают – и я, и муж, и бабушка. Потом обсуждаем прочитанное. Ребенок это слышит. А вы сами любите читать?

— Я?! Я уже свое отчитала, еще когда в школе училась.

Этот штамп – «я свое отучился» – мешает жить очень многим. Вернее, не жить, а раскрывать свой потенциал. Большинство людей искренне считают, что теперь могут жить, руководствуясь тезисом «мудрость приходит с возрастом». Но, как сказано в известном анекдоте, иногда возраст приходит в одиночку.

На самом же деле подлинное обучение начинается только по окончании формального учебного заведения. Джон Максвелл и Джим Дорнан в книге «Нацеленные на рост. 10 принципов, которые помогут вам реализовать ваш потенциал» пишут: «У большинства из нас рост в детстве инициировался и управлялся нашими родителями и учителями. Они говорили нам, чему и когда учиться, и измеряли наше развитие при помощи стандартных тестов. Закончив формальное образование, мы перестали быть пассивными получателями инструкций. Как ни печально, но многие люди, выйдя из своего последнего учебного заведения, больше не считают свое обучение приоритетом».

То есть, по окончании вуза человек, наконец, сам получает возможность решать, чему именно себя учить и зачем. Но этой возможностью пренебрегает. Хотя, например, известный писатель Малькольм Гладуэлл (его книги «Озарение», «Переломный момент», «Гении и аутсайдеры» давно стали бестселлерами) сформулировал правило «десяти тысяч часов»: лучший путь к тому, чтобы стать экспертом в любой области – 10 000 часов практики по этому предмету. И те, кто этому правилу следуют, преуспевают.

Естественно, возникают вопросы – чему учиться и как учиться. Ибо пушкинское «чему-нибудь и как-нибудь» мало кого устроит.

Максвелл и Дорнан рекомендуют идти по «антишкольному» пути. То есть, не подтягивать те «предметы», с которыми плоховато, а вычислить свои сильные стороны – и их развивать. (Как именно это сделать – разговор отдельный, иногда требуется участие квалифицированного психолога). Мотивировка простая: ученик с «двойкой» по математике, приложив усилия, может улучшить свою оценку максимум до «четверки». А в бизнесе те, кто делают на «плохо» или даже «удовлетворительно», мало кому интересны. Лучше всего себя чувствуют те, у кого результат «лучше всех».

А далее все достаточно просто.

Следует выделить время на обучение. Минимум – час в день. И относиться к нему серьезно – как к работе, как к инвестиции. Это ведь, по сути, и есть инвестиция – в себя.

Нужно найти людей, у которых можно учиться – наставников. Лучше таких, которые начинали в условиях, сходных с вашими. На самом деле, это не так трудно – можно поискать просто среди коллег (если, конечно, нет желания радикально сменить сферу деятельности).

Кроме людей, «обучателями» смогут стать сайты, подкасты, книги, учебные диски и т.д. Благо, в наше время найти все это куда проще, чем лет двадцать назад.

Западные авторы рекомендуют также многочисленные (в том числе, естественно, свои) тренинги, семинары и обучающие программы. Но на наших просторах, увы, достаточно много обучателей – любителей в худшем смысле слова, провозглашающих себя профессионалами. Поэтому отбор нужен тщательный.

Кстати, столь же тщательно стоит отбирать (фильтровать) собственное окружение. Понятно, что родных не выбирают. Но давно замечено: успешные люди предпочитают общаться с успешными же. Поэтому желательно побольше иметь дело с теми, кто будет вдохновлять вас и поддерживать, а поменьше – с нытиками и пессимистами.

При этом валить свои неудачи на окружающих – дурной тон. Если уж человек принял решение заняться «самоинвестированием», то за все успехи и провалы он отвечает сам. Зато окружающие смогут поставлять ему неоценимый материал – ведь учиться на чужих ошибках (если правильно их отмечать и анализировать) куда дешевле, чем на своих.

К с лову, об анализе.  Как пишут Максвелл и Дорнан, пословица «опыт – лучший учитель» неверна. Вернее, верна не до конца. «Потенциалом научить нас чему-нибудь стоящему обладает только опыт, которому дана оценка. Для того чтобы полностью извлечь из опыта все уроки, практикуйте рефлективное мышление. Задавайте себе по поводу опыта следующие вопросы: «Чему я могу из этого научиться?» и «Что я в следующий раз сделаю по-другому?» И делайте по-другому».

Правда, делать по-другому будет непросто. В психологии обучения давно используется термин «выход из зоны комфорта». Изменения – это часто неприятно. Федор Достоевский утверждал: «Сделать шаг вперед, сказать новое слово – это то, чего люди бояться больше всего». С первого раза многое не получается, усилия якобы пропадают зря. Но не менее великий человек, Альберт Эйнштейн, заметил: «Безумие – делать одно и то же и каждый раз ожидать иного результата». А неудача… К ней стоит относится с юмором.

Еще один метод уменьшить психологическое влияние неудачи на себя, любимого – исповедовать (пусть даже полушутя) эдакий буддистский подход: «Цель – ничто, движение – все». То есть сосредотачиваться не на конечном результате, а на процессе. Джон Максвелл пишет: «Если вы сосредоточены лишь на цели, то в случае неудачи вы будете в отчаянии. А если добьетесь успеха, то увязнете в самодовольстве. А если вашей целью является рост, вы продолжите идти навстречу вызовам, интригам и будете совершенствоваться до самого последнего дня своей жизни».

Конечно, совсем без постановки целей вряд ли удастся обойтись. Но ее достижение не должно быть «окончательным финалом». Неоднократно описывались случаи, когда люди ставили перед собой «цель всей жизни» – заработать миллион, покорить Эверест, жениться на такой-то девушке. А по достижении спрашивали себя «И это все?» (см., например, замечательный рассказ Михаила Веллера «Испытатели счастья»). Как шутят артиллеристы, ничто так не портит цель, как прямое попадание.

И напоследок – едва ли не самый важный совет. Не стремитесь к знаниям, не превращайтесь в вечного студента. Стремитесь к действиям. Ибо знание само по себе не может влиять на жизнь или изменять мир. Этот потенциал есть только у знания, которое применяют. Чтобы что-то изменить, вам необходимо что-то делать.