Создайте для команды будущее!

Талант выигрывает игры, а команда – чемпионаты. Майкл Джордан В бизнесе есть интересная закономерность – не всегда из успешных специалистов можно сделать хорошую команду, но хорошая команда всегда состоит из успешных специалистов. Для ее создания недостаточно нанять квалифицированных сотрудников, распределить обязанности, установить правила игры и дать хорошие зарплаты. Чтобы люди стали командой, нужно дать им будущее, с которым они согласятся и которого захотят.

Стратегическая сессия, или Как согласовать цели сотрудников с целями компании?

Одной из самых больших проблем многих владельцев бизнеса и руководителей организаций является то, что сотрудники не знают или не понимают, куда идет компания и какой она будет через несколько лет. Понять и увидеть ее будущее владельцу и руководителю легче, ведь именно на их плечах лежит задача стратегического развития.

Стратегическое лидерство подразумевает работу с целями компании «от будущего к настоящему», когда сначала создаются идеи того, куда должна прийти организация, а потом прорабатываются пути, которыми это будет достигнуто.

Если каждый сотрудник примет решение двигаться к определенному будущему, это будут самые мотивированные люди, вдохновленные и создающие. А тот, кто не увидит себя в этом процессе, перестанет морочить голову и руководителю, и себе, сделав выбор поменять компанию. Ведь когда человек видит себя в бизнесе и не хочет быть частью его достижений, он начинает вредить и себе, и людям.

Так, многие международные организации, представленные на рынке Украины, имеют как стандарт работы с персоналом занятия с новыми работниками, направленные на понимание ценностей и целей компании. Это позволяет уже на начальных этапах работы сотрудников справиться с разного рода возражениями и выявить «случайных» людей.

Как сказал Джон Чэмберс, генеральный директор Cisco System: «Я понял уже давно, что команда всегда одержит верх над одиночкой. А если у тебя команда суперзвезд, то появляется шанс создать целую династию».

Но как переложить в головы своих работников картинку о будущем компании?
Как добиться понимания и согласия с тем, к чему и как организация будет идти?
Как сделать так, чтобы цели были достигнуты и сотрудники хотели этого?

Давайте рассмотрим вопросы последовательно.

Прежде чем направить свое внимание на подчиненных, руководителю нужно самому разобраться с тем, какое будущее будет у компании. И здесь не нужно работать только в одиночку. Существует лучший способ – провести стратегическую сессию с ключевыми сотрудниками. Пусть именно они участвуют в создании видения компании на несколько лет вперед, привязывая его к миссии, корпоративным принципам и ценностям. Кстати, никогда не поздно лишний раз напомнить сотрудникам, какие ценности есть у организации и каких принципов работы она придерживается. Если есть проблема, это можно проработать на той же стратегической сессии.

Разработка видения компании на будущее позволяет включить работников в процесс созидания, развития, творчества; дает возможность посмотреть на будущее организации сообща, приняв и согласовав все нюансы; повышает лояльность сотрудников к компании и дает ощущение общности и доверия.

Но создание видения – не такой уж и легкий процесс, с которым можно справиться самостоятельно.

Здесь есть обязательные правила. Поэтому часто рекомендуют привлекать к нему специалистов, которые будут направлять, следить за динамикой и правильным курсом.

Когда коллектив приходит к единому мнению по поводу будущего компании (это может быть период на три, пять, семь, 10 и более лет), начинается работа с долгосрочными целями организации – конкретными показателями и результатами, которые она должна показывать, чтобы будущее стало реальностью.

Одним из наиболее эффективных способов создания и согласования целей компании является матричное планирование. Оно заключается в определении основных направлений развития компании (финансы, персонал, производство, проекты и т. д.) и создании целей в этих направлениях. Когда организация использует такое планирование, сотрудникам становится легче определяться с приоритетностью выполняемых задач, т. к. каждый из них понимает, какие результаты должны быть достигнуты на его посту и в его зонах ответственности. Но здесь все не сводится только к рабочим целям. Успешным опытом многих компаний является то, что они помогают своим работникам трудиться и над достижением личных целей, связанных со здоровьем, семьей, хобби и интересами, обучением и т. д. Тогда сотрудник понимает, работая именно в этой компании, он сможет достигать своих личных целей, а организация получает преданного мотивированного работника.

Также на этом этапе возникает важный вопрос наличия общедоступной корпоративной системы эффективного планирования для достижения целей компании. Здесь идет речь об инструментах планирования – бумажных или электронных. Имеются в виду программы, в которых команда сможет фиксировать свои задачи, отслеживать этапы их выполнения и контролировать процесс. Таких инструментов сейчас в наличии много, но действительно эффективные можно перечислить на пальцах одной руки. Это уже тема другой статьи. Используя планирование и инструменты, помогающие в этом, сотрудники смогут постоянно ориентироваться на результат и правильно оценивать необходимое время и ресурсы для выполнения тех или иных задач.

Таким образом, построение и развитие команды в компании напрямую зависит от работы над достижением целей корпоративных и личных, что позволит владельцу и руководителю говорить на языке доверия со своими подчиненными и заботиться о будущем всех игроков успешной команды.