Справедливость в бизнесе

Совсем недавно, участвуя в переговорах, в ответ на свою ремарку: «Ведь это несправедливо» (речь шла о ситуации, в которой оказалась моя компания), я услышала ответ: «Какая справедливость? То же мне, поисковики справедливости…»

Честно сказать, фраза «зацепила», привела к окончательному осознанию того, что не могу и не хочу работать с теми, кто несправедлив, но в то же время заставила задуматься… о справедливости в бизнесе.

Само слово «справедливость» относится к числу наименее понятных, при этом его очень часто используют (особенно в политических целях) и часто им злоупотребляют.

В словаре Ожегова нахожу определение: «Справедливый – 1. действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; 2. осуществляемый на законных и честных основаниях; 3. истинный, правильный».

Понятие же о чести и истинности у каждого свое. Так что «справедливость», похоже, как жидкость, принимает форму емкости, в которой её содержат.

Англичане говорят «life is not fair», то есть «жизнь несправедлива».

Ссылаясь на эту максиму, многие наши бизнесмены заключают, что никакой справедливости нет. Дескать, захапал Билл Гейтс почти весь рынок операционных систем и офисных приложений – и нет в том никакой справедливости. В подтверждение своих слов цитируют (не ведая об этом) Френсиса Эдварда Смэдли (1818 – 1864): «В любви и на войне все средства хороши». Правда, у него есть и другая мысль: «Один не осмелюсь я подняться…С тобою лишь вершину покорю».

И все же…

Думается мне, один из источников такого упрощенного взгляда на проблему многих наших бизнесменов – неверное понимание справедливости, отчасти заложенное в советское время. Так вот, «справедливость» – это не шариковское «взять все и поделить». На самом деле это «поступать правильно по отношению ко всем, а не делать для всех одно и то же». Это не уравниловка, а беспристрастность.

Кроме того, справедливость – это одна из самых продуктивных стратегий при работе с тем, с кем вы планируете взаимодействовать долго и на основании партнерских отношений (не с позиции силы, не с желанием обмануть, а с точки зрения «параллельных интересов» «я не преуспею, если он не преуспеет вместе со мной). В частности, это касается взаимоотношений с персоналом. Ведь с ним-то точно взаимодействовать приходится на протяжении длительного времени. И несправедливые поступки дорого обходятся.

Реальный случай. При приеме на работу нового управленца (кстати, подобранного с помощью нашей компании) владелец бизнеса обещал, что переменная часть вознаграждения будет представлять собой некий процент от операционной прибыли. Новый сотрудник оказался талантливым кризис-менеджером и сумел нарастить прибыль до неожиданных величин. А хозяин пожадничал, не стал выполнять свои обещания. Справедливо ли это? В итоге он остался без классного управленца.

Справедливо ли, что топ-менеджер получает больше рядовых сотрудников? Пожалуй, да – топы несут большую ответственность, цена их ошибки обычно выше (величина конкретных сумм – вопрос дискуссионный). А вот справедливо ли, что в период кризиса, когда многие компании сокращают компенсационные пакеты, без выплат остается низовой персонал и мидл-менеджеры, а топы получают по-прежнему? Скорее, нет. Во всяком случае, такая политика никак не стимулирует сотрудников к тому, чтобы работать больше или лучше, что как раз требуется в кризис. Наоборот, чувствуя себя обиженными, подчиненные начинают работать хуже – показатели компании падают – она еще уменьшает компенсационные выплаты.

Безусловно, построение в компании (и во взаимоотношениях с клиентами) справедливых отношений – не панацея. Как выразился один американский бизнесмен, «честность – лучшая политика, особенно когда все вокруг честные, а я жулик» (иногда эту фразу приписывают Генриху Гейне).

Кто-то из сотрудников будет считать, что по справедливости должно вознаграждаться старание (особенно если он вкалывает больше других), кто-то – что результат (особенно если у него получается лучше, чем у коллег). Кто-то сочтет, что его вклад больше, чем вложения соседнего отдела (тут можно вспомнить вечный спор производственников и продажников). Этого, пожалуй, не избежать, хотя соответствующие риски можно уменьшить, «договариваясь на берегу». Например, старание вознаграждается на этапе обучения, а результат – в практической работе.

Но если на справедливость не ориентироваться вовсе, если выстраивать отношения по принципу «не обманешь – не продашь», можно получить только кратковременную выгоду. Как говаривал Авраам Линкольн, «Можно все время обманывать некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время обманывать всех». А в наше время информация, прежде всего, негативная, распространяется особенно быстро. А репутация стоит особенно дорого.