Укрощение свободных

В последние лет десять на украинском рынке труда активно развивается фриланс. Дизайнеры и программисты, журналисты и фотографы, бухгалтеры и переводчики, юристы и пиарщики предпочитают не устраиваться в штат компании, а работать на вольных хлебах, без заключения долговременного (а порой – и вообще всякого) договора с нанимателем.

На самом деле это общемировая тенденция – предприятия, сокращая расходы, выводят на аутсорсинг максимальное количество услуг, особенно тех, потребность в которых возникает лишь время от времени.

Но если на Западе фриланс давно стал распространенной практикой, то у нас в стране многие компании к нему только приглядываются. В последнее время топ-менеджеры, с которыми мы общаемся «по долгу службы», занимаясь подбором руководящего персонала, все чаще задают вопросы на соответствующую тему. Кто-то хочет отправить часть своего персонала в свободное плавание, дабы сэкономить на фонде оплаты труда. Кто-то понимает, что в условиях кризиса нужно развивать новые направления, но не готов брать нужных специалистов сразу в штат.

Компания «Людський Фактор», с одной стороны, является для заказчиков если не фрилансером, то аутсорсером. С другой – сама активно пользуется услугами фрилансеров. С третьей – обобщает опыт других организаций, применяющих самые разные бизнес-технологии.

В итоге наш «тройственный анализ» проблем фриланса по-украински показал следующее.

Сотрудничество с таким вольным копейщиком (английское слово freelancer переводится буквально как «свободный копьеносец» и, если верить Википедии, введено в оборот Вальтером Скоттом в романе «Айвенго») имеет свою специфику. Особенно в наших условиях.

Плюсы фрилансера

Он, как правило, заинтересован в том, чтобы сделать работу качественно и в срок – ведь платят ему именно за нее (а не за отсиженное время, как многим штатным сотрудникам).

Он весьма часто неплохой специалист – раз решился торговать своими услугами «в розницу и без посредников», то есть считает, что на них будет спрос. И если ваш заказ у него – не первый, то, вероятно, спрос таки есть.

Он дорожит своей репутацией – ведь, несмотря на наличие специализированных job-сайтов, нанимают таких спецов обычно по рекомендации знакомых. Отзывы о нем, его реноме – главный его капитал.

Он легко адаптируется к требованиям заказчика, ибо работает со многими клиентами, а они бывают разные.

Он – вследствие работы со многими клиентами – аккумулирует достаточно большой опыт, знает, «как сейчас делают», отслеживает тенденции, моду, веяния, новинки и т. д.

Он – по крайней мере, в идеале – человек ответственный и организованный, потому что «сам себе начальник». У него взгляд не наемного специалиста («начальник сказал – я делаю»), а предпринимателя (ведь он продает сам себя, свои услуги).

Минусы фрилансера

У него много нанимателей. Приоритеты при выполнении их заказов фрилансер расставляет сам, руководствуясь как материальными, так и имиджевыми соображениями. Ваш заказ – особенно если он не очень денежный – вполне может попасть вовсе не в начало списка. Кстати, тут есть еще одно обстоятельство: фрилансер может на деле оказаться не полностью вольным художником, а штатным сотрудником некой компании, решившим немного «подзаработать» на стороне. И в самый неожиданный момент выяснится, что его посылают в командировку на два месяца в глубинку, поэтому выполнение вашего заказа откладывается. Это не значит, что с такими «полуфрилансерами» не следует иметь дела. Но выяснить все обстоятельства заранее стоит. Может, его в командировки и не посылают вообще. Ведь не все классные специалисты идут во фриланс. Многие предпочитают сочетать определенность штатной работы с возможностью подрабатывать на стороне.

Он – как, впрочем, многие представители традиционного бизнеса – часто не умеет говорить «нет», то есть отказываться от некоторых клиентов; стремится заработать впрок на случай, если потом заказы вдруг пропадут. И поэтому иногда набирает работ больше, чем способен выполнить — особенно если опыта фриланса у него немного или если в его бизнесе действует некий сезонный фактор. Например, к какой-нибудь знаковой выставке сразу многим компаниям нужно сделать буклеты, ко Дню святого Валентина (или Дню шахтера) разработать дизайн поздравительной открытки, написать торжественную речь президенту фирмы (или страны) и т. д. А заказчики в таком случае, как водится, тоже спохватываются в самый последний момент и все разом.

На него не получится давить авторитетом, используя позицию «я начальник». Он ведь (см. выше) сам себе начальник. Вообще, методов воздействия на него немного. И в ответ на «так где обещанное?» порой можно услышать «извините, не успел» или даже «извините, но сделать не смогу». Фрилансер при этом рискует разве что неполучением дохода и своим имиджем. Если он уже потратил сколько-то усилий на выполнение заказа – это его прямые потери. А если работа еще не начата – потери только репутационные. Договоры с фрилансерами заключают не слишком часто (обе стороны предпочитают наличный расчет с минимумом формальностей), да и существующая судебная система вряд ли позволит взыскать с исполнителя-частника сколь-нибудь серьезные деньги за сорванные сроки или «не то» качество даже при наличии контракта. В большинстве случаев все строится на добрых отношениях.

Он получает доступ к неким тайнам или, по крайней мере, некой внутренней информации заказчика, проследить за распространением (вернее, нераспространением) которой последний вряд ли сможет. Равно как (см. выше) вряд ли сможет наказать распространителя. Зато, если фрилансер сочтет себя обиженным (если ему, по его мнению, не доплатят, например), то сведения о заказчике как о недобросовестном работодателе разойдутся достаточно широко: многие фрилансеры объединяются в некие профессиональные сообщества и делятся друг с другом информацией о нанимателях, а то и заказами. В наш век социальных сетей это просто.

Тем не менее, с фрилансерами работать стоит. Это ведь возможность привлечь квалифицированного спеца, которого держать в штате – накладно, а пользоваться услугами — хочется. Только нужно тщательно просчитывать риски и договариваться заранее.