Виноватая я

КАК НИ СТРАННО, ЧУВСТВО ВИНЫ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ

В любом коллективе, скорее всего, найдется хотя бы один энтузиаст, который, например, берется бесплатно организовывать ежегодно корпоративную вечеринку. Работа несложная, в принципе. Надо просто выяснить предпочтения каждого, включая вегетарианцев и тех, кто сидит на диете, найти заведение, подходящее по цене и месторасположению, проконтролировать, чтобы ничего в меню не перепутали, внести предоплату, часть которой придется пока выложить из собственного кармана. Ничего, потом отдадут. И не важно, что все равно найдутся недовольные, а кто-то даже спасибо не скажет. Энтузиаст и на следующий год будет организовывать вечеринку, потому, что если он этого не сделает, то будет чувствовать себя… виноватым.

До недавнего времени психологи утверждали, что чувство вины ничего хорошего человеку принести не может. Оно якобы лишает уверенности в себе, снижает самооценку, отнимает энергию и сопровождается тягостным ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку. Для деловой активности руководителей это чувство вообще считалось губительным и всячески искоренялось психотерапевтами, бизнес -тренерами и коучами.

Однако оказалось, что вина может быть полезной. Именно это чувство, согласно результатам исследований организационных психологов Ребекки Шаумберг (Rebecca Schaumberg) и Фрэнсиса Флинна (Francis Flynn) из Стэндфордской школы бизнеса (new research from Stanford’s Graduate School of Business) делает человека прекрасным лидером.

«Почему некоторые люди берут на себя гораздо больше других, хотя их к этому никто не обязывает? Почему одни остаются допоздна на работе в конце недели, зная, что незаконченные дела не дадут расслабиться на выходных, а другие спокойно уходят домой, чтобы посмотреть пятничное шоу? – задается вопросом Ребекка Шаумберг. — Мы предполагаем, что причина тому – чувство вины. Эмоция, вернее, ожидание ее, и толкает человека к действиям, направленным, в первую очередь, во благо других».

Эксперимент

В одном из исследований Ребекка Шаумберг и Фрэнсис Флинн набрали несколько групп незнакомых между собой людей, которым было предложено заполнить он-лайн опросник, позволявший измерить степень склонности к переживанию чувства вины. Опросник представлял собой описание разнообразных ситуаций, из которых человеку предлагалось выйти безнаказанно, но с вредом для других. Например:

  • Вы обнаружили, что кассир, отсчитывая сдачу, ошиблась, дав больше, чем нужно, но все же решили оставить деньги себе. Какова вероятность того, что вы будете испытывать впоследствии чувство дискомфорта?
  • На вечеринке у сослуживца дома вы разлили красное вино на новый ковер цвета слоновой кости. Вы прикрыли пятно стулом так, что никто не заметил. Какова вероятность того, что впоследствии вы будете испытывать угрызения совести?
  • Вы соврали, но об этом никогда никто не узнает. Какова вероятность того, что вы себя будете чувствовать ужасно из-за вашей лжи?

После заполнения опросника участников пригласили для выполнения групповых заданий в лабораторных условиях. Не назначая лидеров, экспериментаторы дали группам задание в течение часа набросать план маркетинговой кампании. По окончании задания участники оценили лидерские качества друг друга, например такие, как умение брать на себя ответственность за выполнение задания и вести групповое обсуждение. Во всех группах люди, признанные большинством участников лидерами, оказались теми, кто получил наибольшее количество баллов в опроснике на склонность к переживанию чувства вины.

В другом исследовании Шаумберг и Флинн протестировали вышеназванным опросником только что поступивших студентов Стэндфордской школы бизнеса. Затем они опросили их бывших руководителей, подчиненных, клиентов и коллег, предложив оценить такие важные лидерские черты, как коммуникабельность и способность мотивировать других. И в этом случае оказалось, что студенты, получившие наибольшее количество баллов в результате тестирования, чаще других оценивались, как эффективные лидеры.

По мнению ученых, результаты исследования оказались поразительными, ведь ранее привычно было думать, что надо быть оптимистичным, жизнерадостным, любить себя, не «заморачиваться» на проблемах других и собственных ошибках. В действительности обнаружилось, что вина – эмоция, традиционно входившая в «пакет», так называемых отрицательных аффектов, может быть полезной. Именно люди, склонные к переживанию вины, в большей степени чувствуют себя ответственными за судьбы других и осознают ошибки, совершенные в прошлом, что делает их более эффективными в социальных группах.

Другие исследователи — Тая Коэн (Taya Cohen) и Назли Туран (Nazli Turan) из Университета Карнеги-Меллон (Carnegie Mellon University) заинтересовались связью между чувством вины и этикой. В гипотетическом задании респондентов спросили, будут ли они использовать лазейку в законе для ведения коммерческой деятельности, которая очень прибыльна, но нарушает права человека. Сорок один процент участников с низкой предрасположенностью к вине ответили, что, «скорее всего» или «вне всяких сомнений» будут использовать законодательную лазейку, в то время, как только двадцать пять процентов респондентов с высокой склонностью к переживанию вины дали подобный ответ.

Исследователи пришли к выводу, что люди, предрасположенные к чувству вины, реже совершают безнравственные поступки, чем те, кто с легкостью относится к своим промахам и «гораздо более честны при принятии экономических решений. На рабочем месте такие люди, скорее всего, не будут включаться в контрпродуктивную деятельность, которая может нанести ущерб их организации», пишут авторы исследования в статье «Склонность к вине и моральный характер» («Guilt Proneness and Moral Character»).

И, казалось бы, самым парадоксальным заключением, которому пришли Коэн и Туран стал факт того, что люди, склонные к чувству вины порой ощущают ее даже реже, чем люди, которым это не свойственно. Дело в том, что ожидание чувства вины уберегает их от поступков, из-за которых потом придется раскаиваться.

«Если вина столь позитивное чувство, возможно, нам следует его поощрять? Быть может, надо в школах МВА читать лекции о том, как чувствовать себя виноватым?», иронично спрашивает Ребекку Шаумберг Вильям Кремер (William Kremer), журналист Всемирной службы BBC (BBC World Service) в своей статье «Почему чувство вины делает вас хорошим боссом» (Why feeling guilty may make you a better boss).

«Не думаю, что курсы по менеджменту должны взращивать в своих слушателях чувство вины, — говорит исследовательница. — Вместо этого просто учите их тому, что если вы чувствуете себя виноватым, вам не о чем беспокоиться. С вами все ОК».