Волшебники-недоучки

В преддверии нового учебного года большинство родителей воодушевляет своих детей усердно грызть гранит науки и становиться все образованнее. Высокие оценки будут предметом восхищения своим чадом, ну а уж если в семье появится отличник — мамы с папами и бабушки с дедушками облегченно вздохнут, полагая, что будущий успех, под которым во многих случаях в наших реалиях подразумевается богатство, процветание и собственное дело, их отпрыску обеспечены. Но так ли это?

В большинстве случаев отличники становятся хорошими наемными работниками

«Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я —  рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Как же так?». Действительно, отличников, золотых медалистов зачастую «обходят на повороте» те, кто плохо учился, прогуливал.

Будущий миллиардер Пол Орфала в начальных классах не мог даже выучить алфавит и был отчислен из четырех школ. Его табель пестрил двойками и единицами. Школу юноша окончил кое-как – восьмым с конца в списке успеваемости.

Стива Джобса несколько раз временно исключали из школы за плохое поведение и невыполнение домашних заданий — он наотрез отказывался делать то, что считал напрасной тратой времени. Сам Стив говорил по этому поводу: «Мне было очень скучно в школе, и я стал настоящим сорвиголовой».

Простые наблюдения и заключения бизнес-консультантов свидетельствуют, что из отличников, которые старательно выполняют всю заданную им работу, может в лучшем случае получится неплохой наемный топ, но в большинстве случаев – просто хороший исполнитель, послушный дисциплинированный, легко подчиняемый, предпочитающий «синицу в руках», осторожный, опасающийся совершить любую ошибку и готовый работать за зарплату и стабильность.  Почему так происходит? Возможно, потому, что отличник – это тот, кто обучен отлично действовать по правилам, а троечник учится правила нарушать, выискивать лазейки и хитрить – без этих качеств предпринимателем вряд ли можно стать. Или, потому, что те, кто учится на отлично, стремятся быть лучшими во всем. Они стараются успевать по всем предметам, независимо от того, интересны им они или нет, зачастую совершая насилие над собой. Обладая (возможно, но не обязательно) высоким уровнем интеллекта, они умеют быть примерными и исполнительными, делать все правильно, стремятся получить одобрение учителей и родителей и панически боятся быть наказанными за плохую оценку. Они часто стараются для других и со временем перестают понимать, что же важно для них самих, что им нравится, а что нет. Они часто не понимают себя, чего хотят в жизни, к чему питают истинный интерес и страсть. А ведь именно эти качества является основополагающими в открытии собственного дела. Зато они привыкли выполнять на все сто то, что от них требуется, что, вместе с освоенным массивом знаний, открывают им дорогу в наемные сотрудники.

Недавние публикации Кэрол Рос (Carol Roth) и Ицхака Кальдеро?на Адизеса (Ichak Kalderon Adizes) свидетельствуют, что лучшие бизнесмены-предприниматели появляются из рядов троечников и разгильдяев.

«Если вы думаете, что ум, талант и образование могут помочь человеку заработать большие деньги, то ошибаетесь. Чем человек умнее, тем сложнее ему решиться на то, что зачастую и может принести солидный доход — на собственное дело», — пишет Кэрол Рос, ведущая американского телеканала новостей бизнеса CNBC, предприниматель и автор бестселлера «Формула предпринимательства» (The Entrepreneur Equation) в статье «Почему из умных людей получаются плохие предприниматели» (Why Smart People Make Bad Entrepreneurs), опубликованной на сайте entrepreneur.com.

С этой точкой зрения соглашается и гуру менеджмента Ицхак Адизес. «Когда моя карьера в консалтинге только начиналась, я восхищался людьми, которых считал гениями. Эти мужчины и женщины — выдающиеся ученые, студенты, которые учились только на пятерки, или невероятно творческие люди, изобилующие неординарными идеями, или люди изощренного ума, способные победить почти в любом споре. Я полагал, что их таланты, интеллект, креативность — золотая жила. Я начал инвестировать в них свои деньги. Я считал, что, объединив мой консалтинговый опыт и деньги с их гениальностью, получу выдающийся результат. Все было наоборот. Я потерял массу денег и массу времени. Что было не так?» — задается вопросом Адизес в статье «Слишком много может быть слишком плохо» (Too Much Can Be Too Bad), опубликованной на страницах его блога в американском интернет издании Huffingtonpost.

Впоследствии, практикуя как консультант и сравнивая этих гениев с успешными предпринимателями, Адизес обнаружил, что те, кто сумел заработать по-настоящему большие деньги, не так уж хорошо образованы, не обладают тонким умом и часто плохо формулируют свои мысли. Многие из них неважно учились, что вполне оправдывает шутку: «Отличники работают на хорошистов, которых покупают троечники».

«Лучшие кандидаты в предприниматели – не слишком старательные ученики, которые вряд ли могут похвастаться высокой успеваемостью в школе, но умеют окружить себя умными людьми, чтобы те делали за них работу. Они умеют искусно манипулировать другими людьми с тем, чтобы не делать того, чего они (предприниматели) делать не хотят», — считает Кэрол Рос.

«Почему так? Это нелогично. Почему эти менее образованные люди становятся успешными бизнесменами, а «гении» терпят поражение?» — спрашивает Адизес.

Обширные знания мешают увидеть суть.

«Конечно, предприниматели — неординарные люди, но не гении в смысле образованности. Их козырь – здравый смысл, их талант — в умении определять то, что имеет решающее значение в данный момент. Образованные и наделенные талантом гении склонны многое усложнять. Они знают так много, что им часто не удается различить то, что действительно критически важно. А если они гении в своей области, то у них нет никакой бизнес-ориентации, способности понимать и оценивать соотношение цены и ценности. Я обнаружил, что «гении» игнорируют цену и фокусируются только на ценности», — заключает Адизес. Под ценой Адизес, вероятно, понимает выгоду. Говоря начистоту, предприимчивый бизнесмен может многим пожертвовать ради выгоды. например, отношениями с друзьями или близкими, своими предпочтениями, убеждениями, если этого требует выгодная сделка. Кстати, некоторые отличники в таких обстоятельствах предпочтут оставаться верными своим, ценностям, одной из которых может быть, например, истина в широком смысле. Эти любители чистого знания часто работают за деньги, без страсти, чтобы иметь возможность в свое удовольствие читать книги о Южной Америке или пытаться разгадать письменность ольмеков. Истина эта может быть весьма практической – скажем, выяснить, какова максимальная скорость катера с реактивным двигателем. Такой человек пойдет на работу в судостроительную компанию, чтобы такие катера строить, и уволится из нее, если компания решит, что скоростные катера строить экономически нецелесообразно, поскольку рынку нужны яхты или буксиры. Помню, как одна моя знакомая, собственница компании, которая занималась консалтингом и тренингами, когда дела в бизнесе пошли плохо, сказала: «Если надо будет, начнем продавать зубные щетки». Так вот, многие отличники будут сидеть на пельменях и макаронах, но ни за что не начнут продавать зубные щетки. Потому, что им важно заниматься тем, что для них имеет ценность.

Хорошее образование мешает рисковать

«Образованность зачастую мешает человеку идти на риск. А что самое важное, когда начинаешь свой бизнес? Бесстрашие. Если вы слишком много думаете или слишком много знаете о том, чем собираетесь заняться, вы, вероятно, этим не займетесь как собственным бизнесом, потому что будете понимать, с какими препятствиями или рисками вам придется столкнуться, и это будет вас останавливать», — считает Адизес, рекомендуя тем, кто все же решился встать на путь предпринимательства, не отягощать себя академическими знаниями. «Настоящие предприниматели бросают школу или учатся на тройки», — утверждает он.

Создав бизнес – наймите хорошего топа

Бил Гетйтс не зря говорил: «Будьте обходительны с зубрилками и ботаниками. Не исключено, что вскоре вы будете работать на одного из них». Троечники на определенном этапе начинают нуждаться в отличниках. Часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда действительно талантливые предприниматели, создав бизнес, не хотят отпускать бразды правления. Даже наняв успешного топа, они продолжают контролировать все процессы и постоянно вмешиваются в операционную деятельность. И это, предупреждает Адизес, может стать причиной их последующего провала. Здесь-то отличник может быть ко двору.

«То, что помогает предпринимателям начать бизнес, становится источником их фиаско. Недостаток знаний и системного взгляда на предприятие в итоге может привести к банкротству. Они принимают решения на ходу, и недостаток страха приводит к слишком рискованному поведению. Они могут потерять все. Они могут начать свое дело, но не могут управлять им. Для управления требуется более утонченный, образованный лидер. Такой человек не в состоянии открыть свое дело, но он может чрезвычайно эффективно управлять бизнесом. Предприниматель же может начать бизнес, но часто плохо им управляет», — пишет Адизес.

Учась в школе, ребенок еще не знает, кем захочет стать – наемным сотрудником или предпринимателем. Многочисленные собеседования с кандидатами, которых мы ежедневно интервьюируем для прохождения конкурса на вакантные позиции в самых разных бизнесах, свидетельсвуют: большинство хочет открыть собственный бизнес и обрести свободу. Конечно, от хорошего образования трудно отказаться. Его считают путевкой в жизнь, и родители готовы платить огромные деньги за то, чтобы обеспечить своим детям надежное будущее. Но в наш век, когда предприниматели становятся все более востребованы экономикой, быть может, имеет смысл по-другому взглянуть на классические принципы образования или, во всяком случае, не заставлять получать двенадцать баллов по предметам, к которым ваши дети не питают особого интереса.

С началом учебного года вас и ваших детей!