Вопрос по форме

Есть такая легенда. Незадолго перед запуском первого искусственного спутника Земли эксперты уверяли президента США Дуайта Эйзенхауэра: Советы никогда не смогут выйти в космос, поскольку не смогли построить у себя нормально работающую автомобильную промышленность, а она – показатель технического развития страны в целом.

В космос Советы, как известно, вышли раньше, чем Штаты, но продукция отечественного автопрома оставалась пищей для анекдотов еще с полвека. Кое-кто склонен видеть в этом примере коренное различие между западным советским/постсоветским менталитетом. Дескать, на одной шестой части суши могут родить великолепную идею или создать потрясающее устройство – в единственном экземпляре. А поставить дело на поток, обеспечить повторяемость процесса – с этим проблемы. Менеджер по производству в одной украинской фирме с зарубежными корнями выразился так: «Наша проблема – не низкое, а нестабильное качество». А ведь бизнес, во многом, строится на повторяемых, воспроизводимых процессах, позволяющих превратить идею в массовый товар (что бы под товаром ни понималось).

Работа над формой и формализацией, доведение процесса до совершенства, его тщательное описание и отслеживание исполнения – эти виды деятельности кажутся нашим соотечественникам невероятно скучными, унылыми, отупляющими. Но именно на этой рутине, во многом, и базируется успех «забугорных» корпораций – американских, японских, корейских, даже китайских, тамошнего бизнеса в целом. Менеджмент, по сути, представляет собой работу с формой – постановку задач и целей, условий, сроков, контроль над исполнением, управление ресурсами и т.д. Креатива в нем немного, зато достаточно того, что наши люди охотно обзывают бюрократией, презрительно при этом морщась.

Елена Евграфова, главный редактор журнала «Harvard Business Review Россия», пишет в одном из номеров Forbes:

«Наши люди зациклены на содержании, им интересны идеи, которые возбуждают и наполняют жизнь смыслом, а работа над формой – всегда рутина и скукотища. Недавно мне довелось участвовать в дебатах по поводу программы обучения российских студентов за рубежом. Это было что-то вроде интеллектуального и светского развлечения в одной упаковке – собрались образованные люди из бизнеса, поспорили на интересную тему, потом была музыка и фуршет. Меня приятно удивило, как все организовано – с хорошим вкусом, без единого сбоя, причем, казалось, без каких-либо усилий со стороны организаторов: интересно, по сути и симпатично по форме.

Во время фуршета я подошла выразить свое восхищение гендиректору и владельцу компании-организатора – человеку из поколения 30-летних, получившему образование за рубежом, поработавшему в двух глобальных компаниях и решившему создать свой бизнес. «Вы не представляете, до каких мелочей у меня расписаны все бизнес-процессы», – раскрыл он секрет мероприятия, прошедшего без сучка и задоринки. На самом деле я знала, вернее догадывалась. С нами, участниками дебатов, работа началась за две недели до события. По первой просьбе мне прислали все материалы по теме. В день дебатов нас собрали за час до начала, еще раз выдали инструкции по ходу мероприятия и советы, как сделать дискуссию боле динамичной. Результат был достигнут вовсе не только за счет того, что сошлись звезды и снизошло вдохновение: было сделано много рутинной, скучной работы».

На украинских же мероприятиях (по-современному эвентах) едва ли не постоянно присутствуют неразбериха, скомканность, сплошные «сучки и задоринки». Таблички с неверно написанными фамилиями и должностями спикеров, фонящие микрофоны, нехватка стульев, несоблюдение заранее заявленного расписания – это уже «недобрая традиция».

Увы, вне эвент-сферы легко столкнуться с тем же самым. «Нужной детали нет, когда будет – неизвестно, позвоните недельки через две». «За это отвечает Иван Семенович, но он сейчас в отпуске, и его никто заменить не может». Знакомо?

Психолог Марина Мелия, автор бестселлеров «Бизнес – это психология» и «Успех-дело личное», настаивает: опираться нужно на свои сильные качества, а недостатки – учитывать, причем последние нужно разделить на две категории – на те, которые можно и которые нельзя исправить. То, что исправлению не поддается, нужно просто принять и помнить, где «подстелить соломку». А вот недостатки, которые можно исправить, – это потенциальные точки роста.

Наше пренебрежение к правилам, процессам и форме вообще – это как раз точка роста. Создавать интересное содержание, креативить, генерировать идеи, расширять границы и преодолевать барьеры мы уже научились (спасибо как советскому прошлому, так и нынешнему кризису). Теперь пора браться за форму – за бизнес-процессы, нормы, инструкции и правила. Хотя, конечно, нельзя наладить бизнес-процессы раз и навсегда – нужно постоянно проверять, исправлять и улучшать: то, что работало вчера, возможно, уже не сработает завтра. Тут как раз останется место для креатива. Главное – научиться ловить баланс между новым и старым, изменчивым и постоянным, формой, наконец, и содержанием.