Вопрос в одно касание

Структурированное интервью, неструктурированное интервью, глубинное интервью, интервью по компетенциям, стрессовое интервью… Каких только вариантов опроса потенциальных соискателей на вакантные должности не изобретено специалистами по подбору кадров, чтобы как можно точнее выявить нужного сотрудника. Думая, о чем же спрашивать кандидата помимо его биографических данных, опыта учебы и работы, менеджеры и рекрутеры придумали немало вопросов, ответы на которые, как они считают, помогают раскрыть особенности мышления и психологические свойства человека. Некоторые из этих вопросов весьма популярны, но, как считает часть руководителей, совершенно неэффективны. Именно поэтому они придумывают свои варианты, причем, как выяснил американский новостной вебсайт бизнеса и технологий Business Insider, у каждого руководителя есть свой любимый вопрос, который он всегда задает, интервьюируя кандидатов.

Продвинутые CEO знают, что ответы на вопросы вроде «Какова ваша самая сильная сторона?» и «В чем ваши слабости?» говорят о кандидате намного меньше, чем это принято считать. Они стараются задавать более изощренные вопросы. Более того, у каждого топа есть всего один дежурный вопрос, ответ на который дает им значимую информацию о кандидате. Вот некоторые из них.

«Какую информацию о себе вы не смогли включить в резюме?»

Ричард Брэнсон (Richard Branson).

Согласно современным требованиям, резюме соискателя должно быть размещено максимум на двух страницах. Зачастую, такой объем позволяет вместить лишь ключевую информацию об образовании и опыте, но не передает много других вещей, связанных с личностью человека.

Миллиардер, основатель Virgin Group Ричард Брэнсон пишет в своей книге «Путь Virgin: все, что я знаю о лидерстве» (The Virgin Way: Everything I Know About Leadership), что он не в восторге от традиционных методов отбора персонала, в том числе от практик знакомства с резюме. «Хорошее резюме – важный элемент отбора, но, если бы вы принимали на работу людей, руководствуясь тем, что написано на бумаге, вам не надо было бы тратить времени на интервью», — говорит он. Именно поэтому он любит спрашивать: «Какую информацию о себе вы не смогли включить в ваше резюме?» Например, человек может быть прекрасным программистом, но в то же время, он обладает писательским талантом. Его публикации на корпоративном сайте пользуются огромной популярностью.

«По шкале от 1 до 10 оцените, насколько вы необычный человек?»

Тони Шей (Tony Hsieh).

Одна из главных ценностей компании «Заппос» (Zappos) — «Создавать весёлую и немного необычную атмосферу». Дабы убедиться в том, что выбор пал на правильного человека, Тони Шей — американский интернет-предпринимательвенчурный капиталист, CEO онлайн-магазина одежды, обуви и аксессуаров Zappos.com всегда задает этот вопрос кандидату. «Цифра, в общем-то, не так уж важна, важно то, как человек отвечает на этот вопрос. Хотя, если кандидат оценивает свою необычность в единицу – ему, скорее всего, с «Заппос» не по пути, если присваивает своей странности десятку – он слишком сумасшедший для нашей компании», — говорит бизнесмен.

«Как бы вы описали себя одним словом?»

Дара Ричардсон-Херон (Dara Richardson-Heron).

Лучшие кандидаты – те, кто хорошо знают и понимают себя. Именно поэтому Дара Ричардсон-Херон, СЕО YWCA – всемирной женской организации, работающей по всему миру над социально-экономическими проблемами, всегда задает это вопрос на интервью. Дара не судит кандидатов по тому слову, которое они выбрали, просто ответ дает ей представление о том, умеет ли кандидат «упаковать» свою личность в одно-единственное слово. «Мне нравится, когда люди берут время для ответа на этот вопрос и отвечают вдумчиво», — говорит Дара Ричардсон-Херон.

«Приведите мне пример того, как вы решили аналитически сложную проблему»

Ласло Бок (Laszlo Bock)

Ласло Бок, вице-президент Google по персоналу, говорит, что в последние годы его компания стала включать в традиционное поведенческое интервью (когда кандидата просят рассказать о его опыте) вопросы-головоломки.

Поведенческое интервью помогает узнать об опыте человека. А вышеупомянутый вопрос дает ценную информацию о том, что же для человека является действительно сложным. То, что у некоторых вызывает сложности, для других — простейшая задача.

«Сколько вам было лет, когда вы получили первую оплачиваемую работу?»

Ханна Парамор (Hannah Paramore).

Ханна Парамор, президент американской рекламной компании Paramore считает, что если человек подрабатывал в старших классах школы, работал в студенческие годы (особенно, если эта работа была сложной), то он обладает высокой степенью личной ответственности.

«В чем твоя самая большая сила … или какое твое внутреннее животное?»

Райан Холмс (Ryan Holmes)

Райан Холмс, CEO HootSuite – американской компании, предоставляющей медиа услуги, любит задавать именно это вопрос.

В общем-то, это психологический тест. Считается, что внутреннее животное может помочь нам быть в большем контакте с Землей и природой и помогает принимать в жизни верные решения, а черты и повадки нашего внутреннего животного отражают наш характер.

«Во время интервью я спросил моего будущего ассистента о ее внутреннем животном. Она сказала – утка, потому что утки, плавая по поверхности, остаются спокойными, но погружаясь под воду, начинают действовать быстро и энергично, чтобы сделать все, что необходимо. Мне показалось, что это идеальное описание роли, которую выполняет личный ассистент. Кстати, она работает у нас больше года и прекрасно справляется с обязанностями», — говорит Райан Холмс.

 «Можете мне рассказать историю вашего предыдущего успеха, о вызовах, которые вам пришлось принимать, какими были зоны вашей ответственности?»

Лонне Джаффе (Lonne Jaffe).

Дело здесь не в вопросе. Сам вопрос вполне типичный. В принципе, это может быть любой вопрос, побуждающий кандидата к повествованию. Лонне Джаффе – СЕО софтверной компании Syncsort, говорит, что он всегда наблюдает за тем, как кандидат рассказывает свою историю. Мастерство быть хорошим спикером – важный инструмент коммуникации. В бизнесе яркое, убедительное повествование может мотивировать команду; объяснять стратегические приоритеты в форме, которая доступна для понимания большинства людей; передавать сложные идеи клиентам. Бизнес-лидеры высшего уровня — хорошие рассказчики, и на всех этапах карьеры это важный навык.

Джаффе заметил важность умения рассказывать истории, работая в IBM. Особенно это качество ценится в хайтек-индустрии, поскольку технология может быть очень сложной, а технические детали могут утомлять людей.

«Расскажи мне о своих поражениях»

Дженни Мирнг (Jenny Ming)

Дженни Минг – президент популярной в Америке сети магазинов модной одежды, считает, что ответ на этот вопрос важен, поскольку дает понять, боится ли кандидат брать риски и может ли принять поражение. «Это даже может не иметь отношения к бизнесу. Это могут быть жизненные уроки. Я думаю, что ответ на этот вопрос очень показателен. Что делал человек после поражения, как он его преодолел? Я ищу тех, кто с готовностью может принять свое поражение, — говорит Дженни Минг. — Люди всегда любят рассказывать о своих успехах, но избегают того, чтобы признаться в том, что же помешало им успеха достичь».

«Если бы мы сидели здесь двенадцать месяцев спустя, отмечая годовщину вашей работы на этой позиции, как вы думаете, что именно мы бы праздновали, чего мы достигли вместе?» 

Рэнди Гарутти (Randy Garutti).

Рэнди Гарутти – СЕО компании Shake Shack, сети ресторанов быстрого обслуживания, считает, что кандидаты «должны выполнить домашнюю работу, они должны понимать нашу компанию, роль, которую они будут выполнять, и по-настоящему хотеть эту работу. Кандидаты должны не просто ответить на вопрос о том, каким для них был год, а иметь достаточное стратегическое видение, большую картинку и понимать, почему они здесь».

«Молоток и гвоздь стоят один доллар десять центов, и молоток на доллар дороже гвоздя. Сколько стоит гвоздь?»

Джеф Звеллинг (Jeff Zwelling)

Именно этот вопрос любит внезапно задавать на собеседованиях при приеме на работу Джефф Звеллинг – сооснователь и гендиректор американской компании Convertro (помогает рекламодателям управлять маркетингом по онлайн и оффлайн медиаканалам). Одни кандидаты, по его словам, сразу же выпаливают: «10 центов», что, конечно, неверно. Гвоздь стоит 5 центов. Звеллинг говорит, что не ждет правильного ответа: ему важнее увидеть, что человек хотя бы пытается думать и рассуждать. Понимая, что математика не у всех сильная сторона, Звеллинг ожидает, что кандидат поймет, что «10 центов» — слишком простой ответ, и, если бы это было так просто, он бы не задавал этот вопрос.

«Расскажите мне о чем-то, что является правдой, но в чем с вами не соглашается практически никто?»

Питер Тиль (Peter Thiel).

Сооснователь системы электронных платежей PayPal, управляющий венчурного фонда Founders Fund и президент хэдж-фонда Clarium Capital Питер Тиль ищет людей, которые не боятся высказывать свое мнение, и всегда задает этот вопрос кандидатам и собственникам компаний, нуждающихся в инвестициях. Тиль любит этот вопрос потому, что тот является своего рода тестом на нестандартность мышления и, в какой-то степени проверяет на мужество высказываться в сложных условиях интервью.

«Можете рассказать мне о периоде времени, когда вам приходилось управлять проектом от начала и до конца?»

Джесс Левин (Jess Levin).

Джесс Левин – основатель и исполнительный директор Carats & Cake, сети сервисов, предоставляющих решения при организации свадебных торжеств, — задает этот вопрос, потому что ищет людей, которые понимают, что значит «делать большие дела малым количеством рук». Стандартного ответа быть, конечно, не может. Задавая вопрос, Джесс Левин ищет примеры, которые демонстрируют драйв, проактивность в решении проблем и смиренность.

«Можете рассказать мне о том, как вам практически пришлось сдаться, как вы при этом себя чувствовали и что вы делали, чтобы все-таки не сдаться?»

Уэйн Джексон (Wayne Jackson).

Уэйн Джексон – исполнительный директор американской софтверной компании, обеспечивающей безопасность информации, задает это вопрос, пытаясь выяснить, что движет людьми, имеют ли они конкурентоспособность и драйв для того, чтобы прорваться через сложные проблемы и тяжелые времена. И еще он любит этот вопрос потому, что ответы на него помогают понять, насколько сходны у него и у кандидата ценности и мировоззрение. «Я обычно дрейфую туда, где ставки высоки, где сложная динамика, где важна командная работа. Для меня важно, чтобы и сотрудники исповедовали похожие принципы», — говорит Уэйн Джексон.

«Что бы о вас сказал тот, кто не любит вас?»

Стэнли МакКристал (Stanley McChrystal)

Генерал в отставке Стэнли МакКристал, основатель консалтингового бизнеса McChrystal Group, считает, что этот вопрос побуждает кандидатов задуматься о наименее привлекательных сторонах своей личности, а также иметь мужество делиться этой информацией с теми, от кого зависит их карьера.

«Что вы изобрели?»

Лори Сенекал (Lori Senecal)

Лори Сенекал, СЕО глобального рекламного агентства CP+B, ищет кандидатов с изобретательским типом мышления. Задавая этот вопрос, она не имеет в виду какое-то изобретение вроде робота, достающего пиво из холодильника. Это может быть что угодно. Важно, креативен ли человек, способен ли он придумывать и создавать что-то новое. Ответ помогает понять, есть ли у человека желание предлагать свежие решения.

Говорят, что задавать правильные вопросы – большое искусство и изобретать их можно бесконечно много. Важно, чтобы эти вопросы раскрывали те черты характера человека, которые действительно важны для конкретного бизнеса, конкретной позиции и конкретного работодателя.

А у вас есть любимые вопросы?

 

Статья подготовлена с использованием материала: «Here’s what Richard Branson, Tony Hsieh, and 21 other successful executives ask in every job interview», Business Insider.