Возлюби подчиненного своего

Разговор руководителей двух компаний – консалтинговой и строительной.

Строитель: Ваши подчиненные вас уважают?
Консультант: Думаю, уважают.
Строитель: А любят?
Консультант: Сложно сказать, но, надеюсь, и любят. По крайней мере, некоторые.
Строитель (с радостью и гордостью в голосе): А меня не любят и не уважают. Меня боятся!!!

Стремление внушать страх вряд ли можно отнести к перечню главных человеческих добродетелей. Но Строителя хотя бы интересовало, как к нему относятся подчиненные. Практика же показывает, что многие руководители этим вопросом и вовсе не задаются. Мол, «мы им платим, они работают – и при чем тут эмоции?».

Увы, подход неверен. Человек – существо, прежде всего, эмоциональное, а уж потом разумное. А за эмоциональную атмосферу в коллективе отвечает его лидер.

Идеального командира в свое время описал Михаил Лермонтов. Помните?

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
                    Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
                    Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
                    Мы в Бородинский бой.

В современном бизнесе «умирать под Москвой», как правило, не приходится. А вот делать больше, чем предусмотрено инструкциями — сплошь и рядом (особенно в условиях сегодняшней экономики, когда денег на материальную мотивацию вечно не хватает). Современные же руководители сплошь и рядом еще заботятся о том, чтоб быть «слугой царю», а вот до «отца солдатам» то руки не доходят, то мозги. В итоге на просьбу подчиненному «сделать еще и вот это» такой босс рискует получить «а мне за это не платят». Какая уж тут эффективность бизнеса?

Чтобы не быть голословным, приведем кое-какую статистику. Ее опубликовали Джек Зенгер и Джозеф Фолкман (генеральный директор и президент компании Zenger/Folkman, консультирующей руководителей по вопросам развития) в блоге Harvard Business Review, см.  http://hbr-russia.ru/blogs/98/3475 «В исследовании, охватившем 51 836 руководителей, мы обнаружили всего 27 человек, которые имели индекс популярности от 0% до 25%, но могли похвастаться показателями от 75% до 100% по критерию общей лидерской эффективности – это приблизительно один на две тысячи».

В переводе с научного на общечеловеческий: лидер непопулярный, но эффективный – очень большая редкость. Индекс популярности определялся по методике «360 градусов», т. е. в процессе получения данных о человеке опрашивали и его начальников, и подчиненных, и коллег.

Правда, господа Зенгер и Фолкман заочно спорят с великим русским поэтом – по поводу «рожден был». Как уверяют иноземные консультанты, умение нравиться людям – не столько врожденное, сколько благоприобретенное качество, и руководителю вполне под силу повысить свой индекс популярности.

Основные шаги для этого.

• Устанавливайте с людьми позитивные эмоциональные связи. Эмоции заражают, как грипп. Если руководитель сердит или обижен, эти чувства обязательно передадутся членам команды. И наоборот, если лидер позитивен и полон оптимизма, окружающие заразятся от него этими эмоциями.

• Будьте надежны и честны. Доверяют ли вам люди? Вы держите свои обещания и выполняете свои обязательства? Уверены ли они в том, что вы будете поступать справедливо и делать то, что правильно? Нам всем нравятся те руководители, которым мы доверяем; и не нравятся те, кому мы не доверяем.

• Кооперируйтесь с другими. Некоторые руководители считают, что они окружены конкурентами в собственной компании, но смысл любой организации – в том, чтобы объединять людей.

• Будьте ментором, коучем и учителем. Подумайте о людях, которые в свое время помогли вам раскрыться и научиться всему тому, что вы умеете теперь. Что вы чувствуете по отношению к ним? Помогать людям раскрыть их потенциал и реализоваться – это дар, который люди не забывают.

• Будьте для других источником вдохновения. Большинство руководителей прекрасно умеют добиваться результатов. Они настаивают на качественном выполнении задач. Они требуют, чтобы их подчиненные работали на долговременные цели. Другими словами, они подгоняют и оказывают давление. Но самые успешные лидеры так же замечательно умеют поддержать и подбодрить. Когда нужно, они могут засучить рукава и впрячься в работу вместе со своей командой.

• Старайтесь проявлять дальновидность, имейте четкое видение будущего. Когда работники не имеют ясного понимания того, в каком направлении они двигаются и каким образом они должны попасть в точку назначения, они чувствуют растерянность и неудовлетворенность. Делясь своим видением будущего с членами команды, и помогая им понять, каким образом вы вместе достигнете желаемого, вы вселяете в людей уверенность.

• Принимайте к сведению обратную связь и прилагайте усилия к тому, чтобы измениться. Большинство людей полагают себя более популярными, чем считают их боссы, сотрудники и прямые подчиненные. Существует сильная корреляция между индексом популярности руководителя и тем, насколько последний ищет обратной связи и как реагирует на нее.

 

P.S. Пути менеджера загадочны и извилисты. Вполне может оказаться, что нынешний подчиненный завтра станет если не прямым начальником, то лицом, влияющим на вашу карьеру (сможет вас кому-то порекомендовать, например). Таким образом, его хорошее отношение к вам «по старой памяти» — это капитал, который ни за какие деньги не купишь.